Запчасти под собственной торговой маркой - пережить кризис 2025 и выйти в плюс
16.09.2025
Тренд на рынке грузовых запчастей — Собственные Торговые Марки
Разбираемся с нюансами
За последние 3 года на российском рынке грузовых запчастей произошло больше изменений, чем за предыдущие 15 лет:
Официально ушло с рынка подавляющее большинство брендов запчастей из Европы, США и Южной Кореи.
Автопарк грузовой техники пополнился 280 000+ китайских грузовиков. Как следствие сформировался абсолютно новый рынок запчастей.
Широкий дефицит ряда запчастей и агрегатов для отечественных грузовиков.
И последний тренд, активно набирающий обороты — запчасти собственных торговых марок (СТМ) многих торгующих организаций. В этом вопросе и разбираемся.
Сегодня запчасти под собственными торговыми марками представлены почти у всех крупных дистрибьюторов. А общее количество новых брендов запчастей на рынке (большинство из которых СТМ) исчисляется несколькими сотнями.
При этом есть, как бренды с устоявшимся ассортиментом, стабильным качеством и реальной историей эксплуатации российскими автопарками, так и детали, которые еще несколько месяцев назад продавались, как noname, а теперь получили собственный "бренд".
Общий объем продаж СТМ в сегменте грузовых запчастей: 15-25%
2022 → 2025: рост доли СТМ на 5-10%
Средняя маржинальность СТМ: 25-40% (против 15-25% у оригинальных деталей)
СТМ крупных дистрибьюторов
Неизвестные СТМ
Плюсы:
Низкий процент неликвида — товарный ассортимент основан на существующей качественной аналитике.
Системный подход к качеству товара.
В независимости от конкретного бренда и его позиционирования, можно прогнозировать срок службы деталей.
Прозрачное ценообразование.
Обязательства перед потребителями (гарантия) — компания никуда не денется.
Уменьшения рисков и зависимости от дефицита, скачков цен, санкций.
Часто ниже цена, чем у проверенных СТМ.
Это не обязательно некачественный товар.
Риски:
Есть требования по выполнению планов продаж для торгующих компаний.
Больше конкурентов, у которых есть тот же товар.
У конечного потребителя нет понимания стабильности качественных показателей. Так же нет репутации бренда на рынке, следовательно каждый раз это покупка "кота в мешке".
Обычно представлен только группой А в наиболее востребованных товарных категориях.
Высокая зависимость цены конкретной партии товара от валютных колебаний.
Обычно в силу малого объема закупки, владелец бренда ограничен в выборе производственной площадки и не может получить выгодную цену за объем — следовательно в низкую цену может попадать товар низкого качества.
Возможна частая смена заводов изготовителей в угоду цене и коммерческим условиям.
2 главных преимущества запчастей, выпускаемых под крупными СТМ:
Высокая маржинальность, при относительно невысокой конечной стоимости и прогнозируемом сроке службы.
Наличие широкой линейки запчастей, в том числе включая дефицитные позиции.
Замена дефицитного товара и аналитика
Одним из преимуществ запчастей под СТМ является возможность диверсификации и снижения рисков, связанных с недостатком товара.
Подготовили примеры товаров из разных товарных категорий по которым на рынке существует дефицит (в оригинальном исполнении), но они доступны в бренде MEGAPOWER. Расширенный список в файле по ссылке.
АвтоАльянс, будучи одним из крупнейших дистрибьюторов запчастей обладает расширенной аналитикой по товарам, товарным группам и брендам. Топ продаж из 118 позиций MEGAPOWER, пользующихся максимальным спросом. Полный список в файле по ссылке.
Мы готовы делиться аналитикой со своими партнерами. Свяжитесь со своим менеджером для получения расширенных данных по СТМ АвтоАльянса.
Как будет развиваться рынок СТМ в России:
Рост до 28-34% к 2026 году (за счет расширения ассортимента).
Уход от "no-name" к СТМ и дифференциация СТМ на эконом и средний класс, выделение премиальных СТМ.
Развитие производства из Китая и Турции.
Развития производства в России под потребности СТМ.
Проверенные СТМ — это не просто способ заработать / сэкономить больше, а стратегический инструмент для:
Уменьшения рисков (дефицит, скачки цен, санкции)
Укрепления позиций на рынке (лояльность, дифференциация)
Экспансии в новые товарные ниши
Прогнозирования срока службы деталей в автопарках
Наличие реальной гарантии и поддержки от крупных игроков рынка
И в финале собрали ключевые плюсы продажи / эксплуатации запчастей, выпускаемых под брендами крупных российских дистрибьюторов:
Для торгующих компаний:
СТМ позволяет удерживать маржинальность на фоне роста конкуренции.
Возможность конкуренции с маркетплейсами.
Есть рекламная поддержка от дистрибьютора.
Уход от ценовых войн — СТМ сложно сравнить с аналогами, поэтому конкуренция идет не только по цене.
Расширение ассортимента — большинство дистрибьюторов вводят новые товарные линейки. У торгующей компании появляется возможность расширить свой товарный ассортимент в рамках одного контракта.
Для СТО
Возможность повышенного заработка.
Маркетинговая и гарантийная поддержка.
Мастерам удобнее работать с одним брендом. Не нужно каждый раз объяснять клиенту, почему запчасти разных производителей.
Возможность управлять лояльностью клиентов: [узнаваемость = повторные покупки] — если СТМ ассоциируется с качеством, клиенты возвращаются.
Персональные программы лояльности.
Для конечных потребителей (автопарков)
Ниже стоимость деталей при высоком качестве.
Широкая доступность деталей.
Защита от контрафакта.
Возможность прогнозировать срок службы деталей. Проводить плановые ремонты, вместо срочных и снижать потери на простое транспорта.
Дистрибьютор (владелец бренда) находится в РФ, следовательно, обеспечивается гарантийная поддержка.
СТМ Авто-Альянса:
MEGAPOWER — запчасти для отечественных и европейских грузовиков
Первый собственный бренд АвтоАльянса.
С 2013 года на рынке.
2 года гарантия (1 — на турбокомпрессоры, 3 — на светодиодную оптику).
Лояльные условия рекламации.
Возможность получить дилерство для торгующих компаний.
Специальная сервисная программа для СТО.
Упаковка и брендинг — узнаваемый дизайн, продуманная логистика.
MOVELEX — запчасти для китайских грузовиков Sitrak, HOWO, Shacman, JAC и двигателей Cummins
Первый бренд, предложивший подобный ассортимент запчастей для постгарантийного обслуживания SINOTRUK в России.
Гарантия 2 года на все запчасти для Sitrak, HOWO, Shacman, JAC и 1 год на запчасти для двигателей Cummins.
Центральный склад в Московской области и ежедневные отгрузки в любой регион.
Все запчасти выпущены на заводах - поставщиках конвейера.
Отсутствие подделок на рынке.
Возможность получит дилерство для торгующих компаний.