Статьи

Главная » Статьи » Щит опорный тормоза: прочная основа тормозов автомобиля

Щит опорный тормоза: прочная основа тормозов автомобиля

Щит опорный тормоза

В колесных тормозных механизмах барабанного типа все подвижные компоненты располагаются на специальной конструкции — опорном щите. О том, что такое опорный щит тормоза, его назначении, типах и конструктивных особенностях, а также о правильном подборе и замене этой детали — узнайте из данной статьи.

Назначение опорного щита тормоза

Щит опорный тормоза — компонент тормозного колесного механизма барабанного типа; стальной жесткий щит круглой или более сложной формы, располагающийся с внутренней стороны тормозов, выполняющий несущие и защитные функции для подвижных компонентов колесного тормозного механизма.

Колесные тормозные механизмы любого типа состоят из взаимодействующих друг с другом подвижных и неподвижных компонентов. В барабанных тормозах подвижным компонентом является только барабан, жестко соединенный со ступицей и колесом, а к неподвижным компонентам относятся тормозные колодки и детали их привода (колодки в сборе с накладками, цилиндр, разжимной рычаг или кулаки, пружины, привод стояночного тормоза, крепежные элементы), а также разного рода датчики и вспомогательные детали. Все неподвижные компоненты барабанного тормоза располагаются на специальной детали — опорном щите.

Опорный щит тормоза выполняет несколько основных функций:

  • Несущий элемент для неподвижных компонентов тормозного механизма;
  • Защитный элемент для компонентов тормозного механизма, а также ступицы и внутренней поверхности тормозного барабана;
  • Элемент контроля и обслуживания тормозного механизма, через предусмотренные окна и вырезы предоставляющий доступ к компонентам для их осмотра и регулировок.

Опорный щит является одной из основных деталей колесного тормоза барабанного типа, так как именно он несет на себе тормозной механизм, обеспечивая правильное расположение его деталей независимо от режима движения и нагрузок на колеса, а также защищая их от попадания пыли, загрязнений, камней и посторонних предметов. Деформации и любые неисправности опорного щита приводят к ухудшению работы или к полному выходу из строя всего колесного тормоза, поэтому при поломках данная деталь должна как можно скорее меняться. Прежде, чем заниматься ремонтом, следует получить основные сведения об опорных щитах, их конструкции и особенностях.

Обратите внимание: данная статья посвящена только опорным щитам барабанных тормозов, о защитных щитках (пыльниках) тормозного барабана и дисковых тормозов рассказано в других статьях на сайте.

Задний тормозной механизм
Задний тормозной механизм

Конструкция и особенности опорных щитов тормоза

Конструктивно опорный щит очень прост: это штампованная стальная деталь в виде круга или более сложной формы, в которой предусмотрены различные элементы:

  • Большое центральное отверстие для пропуска полуоси и/или установки ступицы колеса;
  • Монтажные отверстия для установки щита на подвеске;
  • Монтажные отверстия для компонентов тормозного механизма и его привода;
  • Отверстия для пропуска штоков, рычагов, тросов, шлангов, электрических кабелей и других деталей (обычно в отверстия под шланги, тросы и провода устанавливаются резиновые или пластиковые втулки, предотвращающие повреждение этих деталей, и дополнительно герметизирующие щит);
  • Отверстия с впрессованными втулками под монтаж некоторых подвижных компонентов;
  • Отформованные в щите, приваренные или приклепанные скобы и петли для монтажа элементов и крепления пружин;
  • Смотровые окна, выполняющие сервисные функции (для осмотра и регулировок механизма);
  • Различные упоры и опорные площадки для правильной установки и регулировки компонентов тормозного механизма (иногда рядом с этими элементами наносятся простейшая маркировка в виде штрихов или цифр для контроля установки деталей);
  • Ребра жесткости и кольцевой бурт по периметру щита (не всегда) для обеспечения необходимых прочностных характеристик.

Опорные щиты изготавливаются штамповой из листовой стали толщиной более 2-3 мм, для защиты от коррозии детали могут цинковаться и окрашиваться. В большинстве своем эти детали имеют круглую или приближенную к круглой форму, что обеспечивает максимально полное закрытие полости тормозного барабана и защиту механизма. Однако многие щиты имеют более сложную конфигурацию — круглую с боковыми вырезами различной формы и площади, в которых располагаются отдельные неподвижные детали тормоза. Но в целом, конкретная форма и геометрия опорного щита индивидуальна для каждой модели транспортного средства.

Щит с помощью четырех или большего числа болтов жестко монтируется на фланец балки моста, поворотный кулак (на оси управляемых колес), основание ступицы (на оси с независимой подвеской) или иные неподвижные детали подвески. На щит, как уже указывалось выше, монтируются все компоненты тормозного механизма, а затем на ось или подвеску устанавливается ступица с тормозным барабаном и колесом. Дополнительно окна и отверстия щита могут закрываться заглушками из пластика или резины. Такая установка обеспечивает необходимое положение деталей тормозного механизма, и одновременно всестороннюю защиту от воздействия негативных факторов окружающей среды.


Вопросы выбора, замены и обслуживания опорного щита тормоза

Опорный щит тормоза
Опорный щит тормоза

В процессе эксплуатации автомобиля тормозной щит подвергается значительным механическим и тепловым нагрузкам, абразивному воздействию песка и камней из-под колес, а также действию негативных факторов окружающей среды. Все это приводит к постепенному износу щита и может стать причиной его повреждения и деформациям (что чревато смещением деталей тормозного механизма, их неправильной работой или заклиниванием) — деталь с любыми неисправностями или даже незначительными деформациями подлежит обязательной замене.

На замену необходимо брать только те опорные щиты, что были установлены на автомобиле ранее, либо рекомендованы к применению производителем транспортного средства. При подборе компонентов нужно учитывать, что они неодинаковы на передних и задних колесах, а также и на одной оси (правые и левые). При необходимости сразу следует приобрести крепеж и другие детали.

Замена опорного щита тормоза должна производится в соответствии с инструкцией по ремонту конкретной модели транспортного средства. В общем случае эта работа требует поддомкрачивания автомобиля, демонтажа колеса и ступицы, а далее съема щита вместе с тормозным механизмом (при этом предварительно необходимо отсоединить от щита тормозной шланг, тросы, кабели и другие детали), либо сначала демонтажа деталей механизма, а затем и съема ?голого? диска. Затем необходимо очистить место установки всех компонентов, поставить новый щит (отдельно или в сборе с тормозным механизмом) и произвести сборку в обратном порядке. После ремонта обязательно необходимо выполнить прокачку тормозной системы (если работа выполнялась на автомобиле с гидравлическим приводом тормозов) и регулировку тормозного механизма.

В дальнейшем опорный щит необходимо осматривать при регламентном техническом обслуживании, в случае необходимости очищать его от загрязнений. Через смотровые окна в щите нужно проверять и регулировать детали тормозного механизма. Если щит при ремонте подобран и установлен правильно, то тормоза автомобиля будут работать надежно во всех условиях эксплуатации.



Назад
Яндекс.Метрика