Статьи

Главная » Статьи » Ось крепления стабилизатора: комфорт и устойчивость кабин новых МАЗов

Ось крепления стабилизатора: комфорт и устойчивость кабин новых МАЗов

В новых моделях грузовых автомобилей МАЗ используется сложная подвеска кабины, которая обеспечивает лучшую плавность, комфорт и устойчивость. Одним из основных элементов подвески является ось крепления стабилизатора — об этой детали, ее назначении, особенностях и обслуживании читайте в данной статье.


Устройство и работа подвески кабины автомобилей МАЗ

В грузовых автомобилях МАЗ кабина устанавливается на раму не жестко, а через подвеску с демпфирующими элементами. Подвеска поглощает вибрации, удары и колебания от рамы, предотвращая их передачу на кабину, вследствие чего повышает комфорт поездки для водителя и пассажиров. В целом, подвеска (или подрессоривание) кабины играет ту же роль, что и подвеска колес, поэтому и конструктивные решения в ней используются примерно те же.

В автомобилях МАЗ ранних модификаций (500-й серии) использовалась простая схема подрессоривания, построенная на основе пружин. При такой схеме кабина в передней части опиралась на две пружины, а в задней части в качестве опор выступали резиновые буферы. Позднее в подвеске кабины стали использоваться гидравлические амортизаторы, которые и сейчас находят самое широкое применение.

В наиболее современных моделях (в седельных тягачах МАЗ-5440, 544003, 544004, 544005, 544008, 544020, 544069, МАЗ-631208 и МАЗ-6430, 643008, 643068, 643069 разных модификаций, а также в грузовиках МАЗ-534003, 534004 различных модификаций) применяется регулируемая пневматическая подвеска кабины. В данных автомобилях кабина имеет четыре опоры (две спереди и две в задней части кабины), в роли которых выступают пневмобаллоны с амортизаторами. Баллоны соединены с мневмосистемой автомобиля, и с помощью встроенного в систему регулятора давления автоматически поддерживают стабильное положение кабины относительно рамы.

Также не так давно в подвеске кабины МАЗ стал использоваться новый элемент — стабилизатор поперечной устойчивости. Подвески со стабилизатором можно увидеть как на указанных выше моделях, так и на других, в том числе на МАЗ-543202, 54323, 54324, 64221, 64226 и многих других.

Стабилизатор входит в состав переднего подрессоривания кабины. Он выполнен в виде сплошного стального стержня, который работает на скручивание. Стабилизатор соединяет правую и левую опоры кабины, и предотвращает ее перекос при возникновении изгибающих нагрузок. Стабилизатор вступает в работу при посадке в кабину водителя, при преодолении значительных неровностей дороги, на поворотах и т.д.

Стабилизатор поперечной устойчивости имеет четыре точки опоры — две задние и две передние (соответственно, левые и правые). Задние опоры — это сайлентблоки, через которые стабилизатор опирается на установленные на раме кронштейны. Передние опоры более сложные, так как они одновременно служат для соединения с пневмобаллонами или амортизаторами и для монтажа кабины. Также передние опоры стабилизатора являются осью опрокидывания кабины.

Поэтому в качестве передних опор стабилизатора кабины выступают стальные оси (которые также называются осями крепления стабилизатора), имеющие особую конструкцию, о которой нужно сказать подробнее.


Функции и устройство оси крепления стабилизатора подвески кабины

Оси крепления стабилизатора решают сразу несколько задач:

  • Выступают в качестве передних опор стабилизатора поперечной устойчивости в подвеске кабины;
  • Выступают в качестве осей при опрокидывании кабины;
  • Обеспечивают передачу возникающих в подвеске моментов сил.

Конструкция оси крепления стабилизатора обусловлена этими, а также некоторыми другими функциями. Ось представляет собой стальной цилиндр сложного профиля, внутри которого выточен продольный канал, закрытый пресс-масленкой. С наружного торца оси расположен буртик, с противоположного торца — резьба для закручивания гайки и поперечное отверстие для фиксации данной гайки посредством шплинта.

В средней части детали, поперек ее оси, просверлено отверстие, соединенное с внутренним каналом, а на внешней поверхности оси во всю ее длину выточена спиральная канавка — все это необходимо для обеспечения смазки оси и всей опоры стабилизатора. Канал при обслуживании через пресс-масленку заполняется консистентной смазкой, которая постепенно за счет гравитации, инерционных нагрузок и нагрева выдавливается из отверстия в центре оси, и благодаря наличию спиральной канавки размазывается по всей опоре.

Сегодня существует несколько типов осей крепления стабилизатора кабины МАЗ, однако все они устроены одинаково, и отличаются только размерами и геометрией. Это нужно учитывать при покупке новой оси, так как эти детали не взаимозаменяемы.

Стабилизатор монтируется на оси через четыре втулки — по две на каждую ось (они расположены по краям детали). На среднюю часть оси монтируется кронштейн кабины, и вся эта конструкция через П-образную опору опирается на пневмобаллон или амортизатор. Полость между осью, втулками и кронштейном заполняется описанным выше способом смазкой, чем обеспечивается нормальная работа всей подвески и легкость опрокидывания кабины.


Обслуживание подвески кабины, замена оси крепления стабилизатора

Для нормального функционирования подвески кабины необходимо проводить ее регулярное техническое обслуживание. Здесь все довольно просто и сводится к периодическому выполнению нескольких видов работ:

  • Проверка затяжки крепежных элементов подвески;
  • Заправка осей консистентной смазкой (типа Литол) через пресс-масленки;
  • Проверка целостности компонентов подвески кабины;
  • При наличии гидравлических амортизаторов — их проверка на утечку масла и работоспособность;
  • В случае пневмоподвески — проверка герметичности всей пневматической системы.

Если при осмотре обнаруживается чрезмерный износ или поломка осей стабилизатора (в том числе и неисправность, в результате которой становится невозможным поступление смазки в зазор между осью, втулками и кронштейном), то их необходимо заменить. Прежде всего, нужно приобрести ось того же типа, который используется на автомобиле, а уже затем приступать к ремонту. Это важно по той причине, что зачастую владельцы грузовиков взамен штатных осей временно ставят обычные болты или обрезки стального прута, что совершенно недопустимо.

Замена осей производится в следующем порядке:

  • Поднять и вывесить кабину;
  • Расшплинтовать и открутить гайку крепления оси;
  • Выбить ось;
  • Вставить новую ось, закрутить и зашплинтовать гайку;
  • Произвести смазку оси через пресс-масленку.

Данная работа нередко требует приложения серьезных физических усилий, особенно для выбивания оси из стабилизатора. Для выполнения этой операции можно использовать обратный (инерционный) молоток — он вворачивается в отверстие для пресс-масленки, и ось постепенно вытягивается. В ряде случаев это гораздо удобнее, так как вытягивать ось с наружной стороны проще, чем выбивать ее изнутри простым молотком иди кувалдой.

При своевременном обслуживании и качественной смазке ось крепления стабилизатора кабины МАЗ будет работать на протяжении многих лет, обеспечивая должный комфорт и виброзащищенность. А грамотно произведенная замена оси вернет подвеске ее былую эффективность работы и комфорт, которых иногда так не хватает видавшим виды минским грузовикам.



Назад
Яндекс.Метрика