Статьи

Главная » Статьи » Колонка рулевая ГАЗель: маневренность и легкость управления "рабочей лошадки"

Колонка рулевая ГАЗель: маневренность и легкость управления "рабочей лошадки"

В автомобилях "ГАЗель" рулевое управление построено по традиционной для Горьковского автозавода схеме, которая на протяжении многих десятилетий доказывает свою надежность. Об устройстве рулевого управления "ГАЗелей", а также отдельно о рулевой колонке, ее работе, обслуживании и ремонте читайте в статье.


Общее устройство рулевого управления автомобилей "ГАЗель"

В коммерческих автомобилях семейства "ГАЗель" нашли применение те же технические и конструктивные решения, которые ранее использовались на автомобилях семейства "Волга". В частности, эти машины комплектовались одинаковыми моторами, коробками передач и т.д. На одинаковых принципах построены и системы рулевого управления "ГАЗелей" и "Волг".

Рулевое управление всех модификаций автомобилей "ГАЗель" имеет одинаковое устройство, при этом используется два типа систем:

  • Рулевое без ГУР;
  • Рулевое с ГУР.

Актуальные модели грузовиков чаще оснащаются современными системами с ГУР, которые значительно облегчают управление. Относительно простой переход на рулевое с гидроусилителем обусловлен тем, что это требует минимальных доработок всей системы.

В состав рулевого управления коммерческих автомобилей "ГАЗель" входит три основных компонента:

  • Рулевая колонка с установленным на нее рулевым колесом;
  • Рулевой механизм;
  • Привод рулевого управления.

Все элементы играют свою роль в системе.

Рулевой механизм. Предназначен для преобразования крутящего момента от руля (который создается руками водителя) в поступательное движение соединенной с механизмом рулевой сошки и перемещение рулевых тяг. В "ГАЗелях" используется механизм с двумя рабочими парами — винт-гайка на циркулирующих шариках и вал-сектор. Момент от рулевого колеса посредством вала подается на винт, на котором находится гайка (для снижения трения между винтом и гайкой находятся стальные шарики), на гайке выполнен ряд зубцов, которые постоянно зацеплены с зубцами сектора. Сектор через короткий вал соединен с рулевой сошкой. Таким образом, при вращении руля происходит перемещение гайки и поворот сектора, а с ним — перемещение сошки и тяг.

Рулевой механизм с ГУР имеет похожую конструкцию, однако в этом случае винт серьезно отличается — он выполнен в виде поршня (поэтому его часто называют винтом-рейкой — по аналогии с рулевыми рейками), а картер механизма играет роль цилиндра. Винт выполнен полым и в нем расположен золотник распределителя, а сам гидравлический распределитель установлен на месте крышки верхнего подшипника винта. При повороте руля гидравлический распределитель направляет рабочую жидкость в одну или в другую полость цилиндра, облегчая перемещение винта-рейки.

Привод рулевого управления. В "ГАЗелях" используется два неодинаковых по конструкции привода — простой и сложный. В первом случае привод состоит из одной продольной тяги, маятникового рычага (или поворотного рычага, который жестко соединен непосредственно с поворотным кулаком одного из колес), двух рычагов рулевой трапеции и поперечной тяги. Работает такой привод просто: усилие от сошки через продольную тягу передается на поворотный рычаг, обеспечивая поворот одного из колес (с которым соединен данный рычаг). Поворотное усилие на второе колесо передается посредством рулевой трапеции, которая состоит из рычагов и одной поперечной тяги.

Во втором случае привод содержит два маятниковых рычага, имеющих свои опоры, две составные боковые рулевые тяги (они изменяемые по длине, что позволяет производить различные регулировки), одну поперечную тягу, одну продольную тягу (она шарнирно соединена с сошкой и маятниковым рычагом) и два рычага рулевой трапеции, соединенные с боковыми тягами и поворотными кулаками. В такой системе усилие от сошки подается не непосредственно на поворотные кулаки колес, а через сложную рулевую трапецию.

Независимо от типа привода, все его тяги соединены с помощью шаровых шарниров, они унифицированы и взаимозаменяемы.

При установке на "ГАЗель" рулевого с ГУР добавляются насос, бачок для рабочей жидкости и трубопроводы для циркуляции рабочей жидкости между агрегатами системы.

Следует обратить внимание на то, что в автомобилях "ГАЗель-Next" используется иное по конструкции рулевое управление с ГУР, построенное на основе современной рулевой рейки. Поэтому детали системы рулевого управления данного автомобиля (впрочем, как и основная масса других узлов и механизмов) несовместимы с аналогичными компонентами обычных "ГАЗелей".

О рулевой колонке расскажем более подробно.


Устройство и работа рулевой колонки автомобилей "ГАЗель"

Рулевая колонка выполняет три основных функции:

  • Крепление рулевого колеса к кузову автомобиля;
  • Регулировка рулевого колеса по высоте и углу наклона под рост и анатомические особенности водителя;
  • Удобная установка органов управления осветительными приборами, приборами сигнализации, стеклоочистителями и т.д.

Колонка имеет несложное устройство. Ее основу составляет вал рулевой колонки, на который посредством шлицевого соединения и гайки установлено рулевое колесо. В нижней части вал соединен с карданным валом, между этими валами находится верхний карданный шарнир. Карданный вал через отверстие в кузове и уплотнение выходит в моторный отсек, где через нижний карданный шарнир соединен с валом винта рулевого механизма.

Вал рулевой колонки заключен в трубу, на которой жестко установлен кронштейн для монтажа колонки к кузову. Также на трубу и кронштейн смонтировано несколько узлов, в том числе механизм фиксации колонки, который обеспечивает изменение угла наклона и высоты рулевого колеса. Рукоятка данного механизма обычно выходит в нижней части колонки или с ее правой стороны. И здесь же располагаются все переключатели (осветительных приборов и фар, стеклоочистителей и стеклоомывателей) и замок зажигания. Вся электрика скрыта под разъемным пластиковым кожухом, который состоит из верхней и нижней половин.


Вопросы ТО и ремонта рулевой колонки

При регламентном ТО проводится и обслуживание рулевого управления автомобиля. В первую очередь производится проверка надежности крепления узлов и агрегатов, осевой люфт в подшипниках, а также свободный ход рулевого колеса. При наличии ГУР обязательно проводится проверка уровня рабочей жидкости в бачке, а также надежность всех соединений системы на предмет утечек.

Особое внимание уделяется люфту руля. Для микроавтобусов (модели ГАЗ-3221) люфт должен быть меньше 20°, а для остальных моделей (ГАЗ-2705, 3302 и другие) — 25°. Также следует проверить осевой и радиальный люфт винта рулевого механизма, для этого рулевое колесо следует повернуть до упора (сторона поворота не имеет значения) и покачать выступающую часть винта механизма для оценки люфта (эту работу следует проводить с помощником). В любом случае устранение люфта осуществляется изменением зазора в подшипниках винта рулевого механизма, это можно сделать без демонтажа механизма, но удобнее произвести регулировку на снятом агрегате.

При необходимости ремонта рулевой колонки можно снять только верхнюю ее часть, либо демонтировать колонку полностью вместе с карданными шарнирами. Однако первый вариант не очень удобен, так как в этом случае для разъединения рулевого вала и карданного шарнира приходится выбивать клин (он фиксирует вилку шарнира на валу) на весу. Поэтому чаще снимают колонку полностью, для чего сначала необходимо демонтировать клин, посредством которого вилка нижнего карданного шарнира крепится к винту рулевого механизма, а затем выкрутить все винты, удерживающие уплотнение рулевой колонки и саму колонку.

При правильном обслуживании и своевременном ремонте рулевое управление автомобилей "ГАЗель", в том числе и рулевая колонка, будут служить долго, обеспечивая надежное управление в любых условиях.



Назад
Яндекс.Метрика