Статьи

Главная » Статьи » Каток Т-130, 170: надежная опора тяжелого трактора

Каток Т-130, 170: надежная опора тяжелого трактора

Тракторы Т-130 и Т-170 уже не выпускаются, однако все еще имеют большое распространение в России, а для поддержания их состояния необходимы различные запчасти. Среди наиболее востребованных деталей — катки ходовой части. О катках Т-130/Т-170, их особенностях, ремонте и обслуживании читайте в статье.


Тракторы Т-130, Т-170 и Б-10

Челябинский тракторный завод в 1946 году наладил производство трактора С-80 (конструкция которого честно скопирована с американского Caterpillar D7), положившего начало большому семейству тяжелых машин. В 1956 году появился С-100, получивший прозвище "Сотка", в 1964 году — его глубокая модификация Т-100, а уже в 1969 году — новый Т-130, на многие годы ставший одним из самых востребованных гусеничных тракторов для тяжелой работы. На базе Т-130 был создан Т-170 (1988), а впоследствии — современные бульдозеры серии Б-10.

Т-130, Т-170 (которые по традиции все еще называют "Сотками", а по классификации производителя — просто Т-10) и Б-10 — это серия сельскохозяйственных и промышленных гусеничных тракторов, которые получили самое широкое распространение в нашей стране. Эти тракторы можно встретить и на стройке, и в карьере, и на бескрайних полях. И несмотря на то, что выпуск Т-130 был прекращен в 1988 году, а выпуск Т-170 — в 2002 году, эти тракторы все еще очень распространены, востребованы и популярны. Такое "долгожительство" обусловлено и надежностью машин, и отсутствием сложностей в поиске запасных частей для них.

Тракторы Т-130, Т-170 и Б-10 имеют много общих технических решений и конструктивных особенностей, хотя ожидать другого от постепенной модернизации одного трактора и не приходится. Меньше всего за 45 лет внесено изменений в ходовую часть — она у всех этих тракторов оснащается одинаковыми деталями и узлами, и отличается незначительно. Это доказывает, что ходовая отличается высокой надежностью, а заодно облегчает задачу ремонта старых тракторов — сегодня найти комплектующие на старые Т-130 и Т-170 так же легко, как на новые Б-10 и другие тракторы ЧТЗ.


Ходовая часть тракторов Т-130, Т-170 и Б-10

Ходовая часть указанных тракторов состоит из трех основных элементов: гусеничных тележек (две штуки — по одной с каждой стороны), гусеничных лент (тоже две) и балансирного устройства, соединяющего тележки с рамой трактора.

Гусеничная тележка состоит из рамы, в нижней части которой крепятся опорные катки, а в верхней — два поддерживающих катка. В передней части тележки расположено направляющее колесо, которое соединено с рамой посредством механизма натяжения — с помощью данного механизма колесо может отодвигаться или придвигаться к раме, чем достигается регулировка натяжения гусеничной ленты. В задней части рама имеет шарнирное соединение с ведущим колесом.

Работает ходовая часть тракторов Т-130, Т-170 и Б-10 следующим образом: ведущее колесо при вращении заставляет гусеничную ленту перематываться, в результате чего тележки перекатываются по гусеницам, а вместе с ними движется и весь трактор. Важную роль в стабильности движения и надежности ходовой части при преодолении неровностей и уклонов играют опорные катки гусеничных тележек.

Прежде, чем переходить непосредственно к каткам, стоит сказать об отличиях ходовых частей указанных тракторов и их модификаций. Эти отличия заключаются как раз в количестве опорных катков:

  • У тракторов Т-130 — по 5 опорных катков на каждую тележку (такое же количество установлено у ранних моделей, в том числе у С-100 и Т-100);
  • У тракторов Т-170 и Б-10 — по 6 опорных катков на каждую тележку;
  • У болотоходных модификаций тракторов — по 7 опорных катков на тележку (при этом длина тележки и всей ходовой увеличена).

Таким образом, чем тяжелее трактор и чем меньшее удельное давление на грунт он должен оказывать, тем больше в нем опорных катков.


Функции, типы и устройство опорных катков

Опорные катки выполняют несколько функций в ходовой части трактора:

  • Обеспечивают опору всего трактора и равномерное распределение нагрузки по гусеничной ленте;
  • Обеспечивают перекатывание тележки по гусеничной ленте;
  • Предотвращают сход тележки с гусеничной ленты при маневрах или при движении по уклонам с боковым креном.

На тракторы устанавливают опорные катки двух типов:

  • Однобортные (или нечетные);
  • Двубортные (или четные).

Причем на каждой гусеничной тележке присутствуют катки обоих типов, они устанавливаются через один (откуда и их название — четные и нечетные). Отсчет катков ведется от ведущего колеса (то есть, от задней части тележки) — здесь ставится однобортный (нечетный) каток, затем двубортный (четный), затем однобортный и т.д. Таким образом, в тележках с 5 катками (Т-130) три однобортных и два двубортных катка, в тележках с 6 катками (Т-170, Б-10) — по три катка обоих типов, в тележках болотоходных тракторов — четыре однобортных и три двубортных катка.

Катки имеют одинаковое устройство. Основу катка составляет стальной ролик определенного профиля — на нем выполнены бурты, с помощью которых ролик удерживается на звеньях гусеничной ленты. Ролик с помощью двух подшипников и упорных фланцев (они предотвращают осевое смещение ролика) устанавливается на стальную ось. Для предотвращения утечки смазки во внутренней части фланцев устанавливаются сальники (в виде двух стальных колец), также предусмотрены и резиновые уплотнительные кольца. Торцы роликов для защиты от загрязнения закрыты крышками. Подача смазки к подшипникам и во внутреннюю полость катка осуществляется через канал в оси, канал закрывается пробкой на внутреннем торце оси.

На внешней поверхности ролика выполнены две беговые дорожки, которыми каток опирается на звенья гусеницы. Сход роликов со звеньев предотвращается буртами по краям беговых дорожек, и именно в количестве буртов заключается отличие между катками:

  • Однобортный каток (каталожный номер 24-21-169СП) — в нем предусмотрено два бурта, по одному с внешней поверхности беговой дорожки. Такой каток при осевом смещении упирается в звенья гусеницы либо одним, либо другим буртом (как железнодорожное колесо на рельсе), поэтому он и называется однобортным;
  • Двубортный каток (каталожный номер 24-21-170СП) — в нем предусмотрено сразу четыре бурта, по два с обеих сторон каждой беговой дорожки. Такой каток при осевом смещении упирается в звенья гусеницы сразу двумя буртами, поэтому он назван двубортным.

Ролики обоих типов изготавливаются из двух штампованных половин, в единую конструкцию половины соединяются сваркой. Такое решение значительно удешевляет производство катков при сохранении необходимой прочности и надежности.

Установка катка на раму гусеничной тележки осуществляется посредством опор, в которые упираются выступающие из катка части оси. Фиксация катка осуществляется крышками, которые прикручиваются к опорам. Для предотвращения осевого смещения катка на оси предусмотрена поперечная канавка, а для предотвращения проворачивания — плоский срез с каждой из сторон оси.


Обслуживание, ремонт и замена катков Т-130, 170

Для нормальной работы ходовой части опорные катки необходимо периодически обслуживать и регулировать.

Регулировка катка производится с целью доведения его осевого люфта ролика катка относительно оси до допустимых пределов в 0,1-0,65 мм. Достигается это установкой тонких (0,3 и 0,6 мм) прокладок под упорные фланцы. Данная регулировка производится только при сборке катка. При последующей эксплуатации трактора периодически производится измерение осевого люфта с помощью специального приспособления (КИ-4850 и подобные), и если зазор превышает 2,5 мм, то каток необходимо демонтировать, разобрать и заменить изношенные детали. Хотя в некоторых случаях проще заменить каток в сборе.

Каждый опорный каток при первой установке и в последующем во время регламентного ТО необходимо смазывать с помощью нагнетателя смазки. При подаче масла под давлением старый смазочный материал выходит в зазор между крышкой и роликом. Для смазки катка используется трансмиссионное масло. В первые 100-200 часов эксплуатации трактора допустимо незначительное подтекание масла. Если же масло начинает течь в поздние периоды эксплуатации, то следует снять каток и заменить изношенные детали. При этом кольца сальников можно не менять, а перевернуть другой стороной, их замена производится при повторном износе.

Катки регулярно подвергаются визуальному осмотру и измерениям их габаритов. В первую очередь, определяется износ роликов и целостность из буртов. Диаметр беговых дорожек катков должен быть не менее 212 мм, толщина наружных буртов не менее 14 мм, внутренних буртов — не менее 12 мм. При более сильном износе ролик катка или каток в сборе заменяется на новый. При обнаружении сколов и выломов можно производить наплавку.

Для ремонта и замены катков их следует демонтировать с гусеничной тележки, для чего необходимо поднять трактор на домкратах и выкрутить болты с крышек, удерживающих каток. Разборка и сборка катка производится в мастерской с использованием специального оборудования (так как необходимо спрессовывать и запрессовывать подшипники и другие детали). При сборке катка важно следить за правильностью установки подшипников (их кольца ставятся маркировкой наружу), разгрузочных колец и других деталей.

При регулярном обслуживании, осмотре и ремонте опорные катки будут служить долго, обеспечивая надежную работу трактора в любых условиях.



Назад
Яндекс.Метрика