Статьи

Главная » Статьи » Шланг тормозной "Урал": основа надежной работы тормозов грузовика

Шланг тормозной "Урал": основа надежной работы тормозов грузовика

В некоторых моделях автомобилей "Урал" применяется комбинированная пневмогидравлическая тормозная система высокой надежности, в которой нашли место резиновые тормозные шланги. О тормозных шлангах "Урал", их типах, конструкции и характеристиках, а также об обслуживании и замене читайте в этой статье.


Общее устройство тормозной системы автомобилей "Урал"

В ряде моделей грузовых автомобилей "Урал" используется не совсем типичная для транспортных средств этого типа рабочая тормозная система с пневмогидравлическим приводом. В числе таких моделей — ранний Урал-375 и его многочисленные модификации, актуальный Урал-4320, а также выпускающийся мелкими сериями Урал-5557 и армейский Урал-5323.

Рабочая тормозная система указанных автомобилей состоит из трех контуров: одного пневматического и двух гидравлических. Контуры связаны последовательно и выполняют различные функции:

  • Пневматический контур — является управляющим (или командным), так как он воспринимает усилие от педали тормоза и передает сигнал на гидравлические контуры. Также к пневматическому контуру могут подключаться тормозные системы прицепов или полуприцепов;
  • Гидравлические контуры — являются исполнительными, так как они приводят в действие тормозные механизмы на колесах. Причем один гидравлический контур приводит в действие тормозные механизмы передней и средней осей, второй контур — только тормоза задней оси.

Пневматический контур включает в себя главный тормозной кран, два силовых пневматических цилиндра, воздушные баллоны и различные вспомогательные детали. Гидравлический контур включает в себя два главных тормозных цилиндра, трубопроводы, шланги и рабочие цилиндры в колесных механизмах. Пневматические цилиндры и главные тормозные гидроцилиндры связаны, именно с их помощью осуществляется передача тормозного усилия между пневматическим и гидравлическим контуром. При этом пневматические цилиндры часто называют пневмоусилителями, что хорошо отражает их роль в системе.

Важную роль играют тормозные шланги, о которых нужно сказать подробнее.

Назначение и место тормозных шлангов в системе

Тормозные шланги используются в гидравлических контурах тормозной системы, их применение вынужденное — только с помощью резиновых шлангов можно обеспечить необходимую гибкость гидравлических магистралей в подвеске и в системе рулевого управления автомобиля. Дело в том, что мосты автомобиля во время движения совершают продольные и поперечные колебания относительно рамы, поэтому использовать металлические трубки для подвода жидкости к установленным на колесах тормозным механизмам невозможно. То же относится и к управляемым колесам, которые помимо колебаний вместе с мостом постоянно отклоняются от центральной оси.

Место установки тормозного шланга зависит от контура и моста. На переднем мосту используется три одинаковых шланга: один шланг соединяет тормозную трубку от одного главного тормозного цилиндра с двумя тормозными трубками непосредственно на балке моста, и два шланга соединяют эти две трубки с колесными тормозными цилиндрами (через тройник). На задних мостах тормозные шланги служат для соединения трубок от главных тормозных механизмов с трубками (гибкими трубопроводами) на балках моста, ведущих на колесные тормозные цилиндры.

Следует отметить, что в автомобилях Урал-357 используется всего пять тормозных шлангов, однако в актуальных моделях (4320) шлангов уже семь, так как в приводе задних тормозов используется по два тормозных шланга. Такое решение несколько усложняет тормозную систему, но в то же время значительно повышает ее надежность. Если в Урал-357 выйдет из строя один из задних шлангов, то тормоза пропадут на обоих колесах моста, однако в Урал-4320 порча одного шланга приведет к потере тормозов только на одном колесе моста. На переднем мосту во всех моделях используется по три тормозных шланга.

Типы и конструкция тормозных шлангов "Урал"

В настоящее время на моделях Урал-375, 4320, 5557 и 5323 используются унифицированные тормозные шланги двух типов:

  • Передние (для установки на передний мост) — короткие, имеют длину 440 мм;
  • Задние (для установки на задние мосты) — длинные, имеют длину 630-650 мм.

Шланги имеют классическую конструкцию. Основу шланга составляет армированная резиновая трубка, с обеих сторон закрытая стальными присоединительными наконечниками (штуцерами или фитингами). Так как шланг должен долговременно работать под высоким давлением, он имеет внутреннее армирование в виде нитяной оплетки. Наконечники обжимают концы шланга внутри и снаружи, чем достигается необходимая герметичность.

Наконечники шланга являются цельными (не имеют подвижных деталей), но отличаются по конструкции и параметрам. Один наконечник узкий, имеет только наружную резьбу М12, второй — широкий, имеет внутреннюю резьбу М12 и наружную резьбу М16. Это обеспечивает наиболее удобный монтаж шлангов без перекручивания: узкий наконечник вворачивается в тройник или в штуцер, а в широкий наконечник вкручивается штуцер от трубопровода, при этом шланг остается неподвижным. На наконечниках также предусмотрены шестигранники под ключ, с помощью которых осуществляется удерживание и проворачивание шланга при монтаже/демонтаже.

На внешней поверхности шланга нанесена цветная продольная полоса (непрерывная или пунктирная), с помощью которой контролируется отсутствие перекручивания при монтаже. На многих шлангах также можно встретить цветное пластиковое кольцо (обычно красное или синее), которое выступает в роли маркера для правильной установки, а также защищает шланг от перетирания кронштейном или другими деталями.

Рынок предлагает большой выбор шлангов от отечественных и зарубежных производителей, поэтому выбрать нужные компоненты сегодня несложно.

Вопросы обслуживания и замены тормозных шлангов "Урал"

Тормозные шланги играют важную роль в управляемости и безопасности автомобиля, поэтому они требуют к себе особого внимания. Шланги не нуждаются в специальном обслуживании, однако их следует регулярно проверять (обычно каждое ТО-2) и при необходимости выполнять замену. Обычно шланги со временем перетираются в месте крепления к штуцерам, а также в них возникают трещины — все это приводит к утечкам тормозной жидкости и ухудшению работы тормозной системы. Поэтому если при осмотре обнаруживаются повреждения шланга или утечки (шланг мокрый и покрыт слоем грязи), то его как можно скорее заменить.

Работы удобнее всего проводить на смотровой яме, особенно, если требуется заменить задние шланги. Перед началом работ необходимо прочистить места установки шланга от грязи, что в дальнейшем позволит избежать загрязнения трубопроводов. Демонтаж шланга начинается с широкого наконечника. Для работы необходимо два ключа: одним шланг фиксируется от проворачивания, вторым откручивается штуцер со стороны трубопровода. Затем шланг выкручивается ключом с обратной стороны. Установка шланга выполняется в обратном порядке, при этом по полосе на поверхности шланга следует следить за отсутствием перекручивания. При замене следует устанавливать новые уплотнительные шайбы. После выполнения работы обязательно проводится обычная прокачка тех гидравлических контуров тормозной системы, в которых устанавливался новый шланг.

При регулярном осмотре и своевременной замене тормозных шлангов вся тормозная система автомобиля "Урал" будет работать надежно и безопасно в любых условиях эксплуатации.



Назад
Яндекс.Метрика