Статьи

Главная » Статьи » Брызговик колеса: защита от камней, грязи и воды

Брызговик колеса: защита от камней, грязи и воды

При движении автомобиля из-под его колес возможен вылет камней, воды и грязи, что может доставить неприятности другим участникам дорожного движения. Для устранения этой проблемы транспортные средства оснащаются брызговиками колес — об этих деталях, их назначении, типах и особенностях читайте в статье.

Назначение брызговика

Во время движения любого автомобиля высока вероятность вылета из-под его колес камней и щебня, а также грязи и воды из луж, снега и других предметов. Происходит это по простой причине — колеса при вращении передают момент не только дорожному покрытию, но и всему, что на нем находится. И чем быстрее скорость движения автомобиля, тем больший момент передается колесами — даже на относительно небольшой скорости автомобиля камни из-под его колес способны оставлять царапины или даже вмятины на кузове других машин. А на высоких скоростях кинетической энергии вылетающих камней достаточно даже для разрушения лобовых стекол.

Поэтому с развитием автомобилестроения и с ростом скоростей транспортных средств потребовалась специальная защита от камней, грязи, воды и других предметов, вылетающих из-под колес. В качестве такой защиты стали использоваться брызговики колес или фартуки колесных арок. Данные детали, выполненные в виде плоских или изогнутых пластин, устанавливаются за колесом (с задней стороны крыла), и обеспечивают защиту движущихся позади транспортных средств от вылетевшей грязи, щебня и т.д.

Кроме выполнения своей основной функции, брызговики служат украшением автомобиля (применяются при тюнинге) и оказывают влияние на его аэродинамические качества. А на грузовых ТС и их прицепах брызговики зачастую используются в качестве рекламных площадей.

Типы и конструкция брызговиков

Все существующие сегодня брызговики можно разделить на несколько групп по назначению и месту установки, материалу, применимости и дополнительным функциям.

По месту расположения брызговики бывают:

  • Для установки на передние колеса;
  • Для установки на задние колеса.

Независимо от назначения, брызговики монтируются на задней части крыла, за колесом. Однако на многих машинах довольно часто встречаются и брызговики перед колесами. На легковых авто и внедорожниках такие брызговики представляют собой короткий фартук колесной арки, на грузовиках они могут иметь большую длину. Брызговики с таким местоположением могут служить для улучшения аэродинамических качеств автомобиля, также они предотвращают вылет камней, на большой скорости перекатившихся по внутренней поверхности колесной арки, и вылетающих вперед.

По материалу брызговики разделяются на:

  • Резиновые;
  • Пластиковые;
  • Резинопластиковые;
  • Металлические.

Резиновые брызговики — классическое и самое простое решение, они изготавливаются из различных типов и сортов резины, обладают эластичностью и большой прочностью. Однако в силу своей эластичности резиновые брызговики во время движения автомобиля под действием вибраций, ветровых нагрузок и ударов камней/воды/грязи изгибаются, поэтому могут выполнять свои функции недостаточно эффективно. Резиновые брызговики большой площади обычно имеют утяжеляющую пластину на нижней кромке, а также могут фиксироваться цепями, закрепленными на раме или надстройке. С другой стороны, резиновым деталям не страшны наезды на препятствия, удары и другие типы механического воздействия.

Пластиковые брызговики — это более современное решение. Пластик жесткий, поэтому брызговики не деформируются во время движения и хорошо решают все поставленные перед ними задачи. Однако пластик менее долговечен и довольно хрупок, поэтому наезд автомобиля брызговиком на какое-либо препятствие (отбойник, «лежачий полицейский», бордюрный камень и другие) может привести к его поломке.

Резинопластиковые брызговики изготавливаются из полимера, который сочетает в себе качества резины и пластика — высокую прочность и среднюю эластичность. Брызговики из такого материала хорошо держат форму и не изгибаются под действием вибраций или ветра, но могут без последствий деформироваться при наезде на препятствие. Это оптимальное и наиболее современное решение, которое сегодня используется на большинстве легковых автомобилей.

Металлические брызговики используются только на грузовых автомобилях, они по факту являются продолжением крыла. Металлические брызговики очень надежны и долговечны, однако с течением времени покрываются царапинами и вмятинами, а также подвержены коррозии, что может снижать их срок службы.

По применимости брызговики бывают:

  • Для легковых автомобилей и внедорожников;
  • Для грузовых автомобилей и прицепов.

При этом брызговики могут быть оригинальными — только для какой-то определенной модели или целого модельного ряда автомобилей, и универсальными — для несколько моделей или даже модельных рядов и различных марок автомобилей. Аксессуары первой группы имеют строго определенную форму и габариты, поэтому без труда устанавливаются и надежно служат. Брызговики второго типа могут потребовать обрезки, сверления отверстий и других доработок для установки.

По назначению брызговики можно разделить на две основных категории:

  • Защитные (выполняют практические защитные функции);
  • Для тюнинга и украшения автомобиля.

Наконец, брызговики могут дополняться различными компонентами, функциями и возможностями:

  • Катафоты (световозвращатели);
  • Жалюзи для уменьшения аэродинамического сопротивления (жалюзи направлены вниз, поэтому не допускают вылета камней, снега, грязи, песка, воды и т.д.);
  • Различные надписи, маркировку и т.д.

Конструктивно все брызговики похожи. Они изготавливаются в виде плоских или гнутых пластин различных размеров. Брызговики грузовых автомобилей обычно просто прямоугольные, брызговики легковых автомобилей имеют более сложную форму, повторяющую обводы нижней части кузова. На брызговиках больших размеров обычно предусмотрены ребра жесткости (особенно на металлических и пластиковых). Для установки брызговиков предусмотрены монтажные отверстия.

Правовые вопросы применения брызговиков

Вопрос использования брызговиков на транспортных средствах в России регулируется пунктом 7.5 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» ПДД РФ. Согласно данному документу, на дороги общего пользования не должны допускаться ТС, в которых нет предусмотренных конструкцией брызговиков, грязезащитных фартуков и иных защитных средств. Поэтому при демонтаже брызговиков, установленных непосредственно на заводе-изготовителе, машина не сможет пройти техосмотр, а к водителю могут быть применены штрафные санкции. Однако если с завода брызговиков не было, то и проблем никаких не возникнет (хотя зачастую доказать отсутствие брызговиков бывает непросто).

Что касается самостоятельной установки брызговиков при их отсутствии, или замены одних брызговиков на другие, то этот вопрос правилами напрямую не регулируется. Главное, чтобы новые брызговики не оказывали негативного влияния на безопасность автомобиля и не меняли его рабочих характеристик.

Обслуживание, замена и ремонт брызговиков

Брызговики очень просты по конструкции, поэтому надежны и в общем-то не требуют какого-либо специального обслуживания. Однако необходимо соблюдать несколько простых рекомендаций:

  • При мойке автомобиля необходимо тщательно мыть колесные арки, подкрылки и брызговики;
  • Следует избегать наездов на бордюры и иные препятствия, которые могут привести к быстрому износу или поломке брызговика;
  • При поломке брызговика следует как можно скорее произвести его замену.

Ремонтировать брызговики в большинстве случаев не имеет смысла — гораздо проще и дешевле произвести их замену. Устанавливать новый брызговик следует в соответствии с инструкцией по ремонту и ТО конкретного автомобиля. Обычно порядок замены следующий:

  1. Тщательно промыть брызговик и арку колеса, особое внимание уделить местам крепления;
  2. Выкрутить старые саморезы или болты (здесь может потребоваться обработка проржавевшего крепежа специальным средством);
  3. Прочистить места крепления, убрать коррозию, зачистить;
  4. Наметить место установки нового брызговика, если отверстия в нем не совпадают с крепежными отверстиями на кузове или крыле автомобиля, следует просверлить или проткнуть новые отверстия;
  5. Закрепить брызговик саморезами или болтами.

После установки никакой дополнительной обработки обычно не требуется (хотя бывает полезно обработать крепеж специальной мастикой или смазкой). При правильной замене и эксплуатации брызговик будет служить много лет, обеспечивая безопасность дорожного движения в любых условиях.



Назад
Яндекс.Метрика