Статьи

Главная » Статьи » Бампер для КАМАЗа

Бампер для КАМАЗа

Бампер (буфер) как функциональный элемент кузова КАМАЗа представляет собой парный металлический брус, обеспечивающий поглощение энергии при столкновении грузового автомобиля со встречным препятствием. Стандартный КАМАЗ оборудуется двумя буферами: передним и задним.


Конструкция бампера КАМАЗа

В зависимости от модели и года выпуска, конструкция бампера грузового автомобиля существенно различается.

В моделях 70-80-х годов выпуска передний бампер представлял собой обычный цельный металлический брус прямоугольной формы в 5-6 мм толщиной. Изготавливался он из стали и крепился кронштейнами к раме, с отводом от кузова на 10-12 см. Деталями этой конструкции оборудовались, к примеру, такие модели как КАМАЗ 5320, 5326, 55111 и др. Задний буфер крепился более длинными кронштейнами, ориентированными диагонально относительно дороги (примерно под 40-45 градусов). Это обеспечивало лучшую упругость и, соответственно, повышало защитную функцию.

Конструкция заднего буфера КАМАЗа сегодня сохранилась в прежнем виде, однако передний претерпел существенные изменения.

Различаются передние бамперы по двум факторам:

  • Материалу изготовления.
  • Типу сборки.

Материал изготовления бамперов КАМАЗ

На рынке автозапчастей для грузовых автомашин КАМАЗ производители предлагают три типа бамперов:

  • Изготовленные из полимерных соединений;
  • Металлические;
  • Комбинированные.

Полимерные соединения, которые применяются при создании буферов, разделяются по степени жесткости. Запчасти для тяжеловесных КАМАЗов делают исключительно из твердой пластмассы (PAG6 или ABS и др.). Полиуретан или полипропилен не подходят ввиду значительного веса автомобиля и высокой степени физического воздействия при возможном столкновении.

Плюсы деталей из пластика:

  • Относительно низкая стоимость.
  • Высокая упругость.
  • Меньшая травмоопасность.

Однако есть и недостатки:

  • Меньшая, чем у металлического бампера износостойкость. Пластик боится резких перепадов температур.
  • Сложность ремонта.

Металлические бамперы изготавливают из термообработанной стали с низким содержанием углерода. Такая деталь обладает сбалансированными качествами прочности и упругости при деформации. Толщина варьируется от 3 до 6 мм.

Плюсы:

  • Высокая жесткость, позволяющая выдержать более серьёзную прямую нагрузку.
  • Износостойкость. Бамперы из металла спокойно переносят любой температурный режим.

Минусы:

  • Стоимость выше.
  • Бамперы из металла подвержены коррозии и, постепенно, теряют свои функциональные свойства.

Комбинированные бамперы — представляют собой сложные конструкции. Они не имеют цельной структуры и включают в себя как пластиковые, так и металлические фрагменты.

Плюсы — высокая надежность.

Минусы — немалая цена. Если стоимость пластикового или металлического бампера начинается от 4 тысяч рублей, то цена на отдельные компоненты комбинированных бамперов может перевалить за десятки тысяч рублей (хорошее тому подтверждение — КАМАЗы ЕВРО, одна только облицовка на которые стоит около 20 тысяч).


Тип сборки

По типу сборки можно выделить цельные бамперы, либо детали, имеющие сложную конструкцию.

  • Цельный бампер — это поперечный брус из металла или полимера. Имеет простейшую сборку и крепится кронштейнами к раме КАМАЗа. Некоторые модели также прикрепляются по бокам кузова (модели с рестайлинговой кабиной оборудуются литыми пластиковыми бамперами полусферической формы).
  • Состоящий из фрагментов.

И те, и другие можно отнести к двум категориям: классические, или интегрированные.

Классический бампер представляет самостоятельную по отношению к конструкции кузова деталь, которую легко различить по внешнему виду грузового автомобиля (такой конструкцией отличаются почти все модели 70-90-х годов выпуска). Интегрированный же бампер составляет с машиной единое целое и встроен в конструкцию автомобиля (в качестве примеров — модели КАМАЗ ЕВРО, либо классические машины с рестайлинговой кабиной).

В конструкцию "сложного" бампера для грузового автомобиля КАМАЗ входят следующие элементы:

  1. Кронштейны для соединения детали с рамой (от 2 до 4 кронштейнов), а также боковые крепления, если бампер имеет полусферическое строение.
  2. Цельный металлический фрагмент толщиной около 3-4 мм и более из алюминия или стали (буфер).
  3. Пластиковая панель "отбойник", изготовленная из толстого жесткого полимера.
  4. В качестве дополнительных частей могут выступать решетки (радиаторные или декоративные).

Возможен и другой вариант:

  1. Кронштейны.
  2. Усилитель (металлическая деталь).
  3. Передний буфер (из тонкого металла или пластика) с накладками с декоративными клыками.

Металлический элемент обеспечивают жесткость, в то время как пластиковый "отбойник" добавляет всей системе упругости.

Бамперы, которые устанавливаются на современные машины КАМАЗ, имеют округлую форму и оборудуются спойлерами.


Функции бампера КАМАЗа

Бампер любого автомобиля, а такого тяжеловеса, как КАМАЗ, в особенности, выполняет две важнейшие функции: эстетическую и защитную.

Главная задача бампера — защита кузова от повреждений. Бампер сконструирован таким образом, чтобы выдаваться вперед остальных деталей кузова и кабины. При столкновении со встречным объектом именно он принимает на себя первый удар.

От типа бампера зависит то, потребуется ли его ремонт или полная замена, получит ли повреждения кузов и кабина.

Иначе эту функцию можно назвать энергопоглощающей, поскольку бампер поглощает выделяющуюся при столкновении кинетическую энергию.

Независимо от конструкции, бампер не предназначен для значительных нагрузок и при большой силе разрушается.

Механизм воздействия на бампер металлический и пластиковый при столкновении не одинаков. Незначительную нагрузку и тот, и другой выдержат легко (выигрышный вариант здесь — пластиковый бампер, поскольку обладает большей упругостью и лучше сопротивляется деформации. Металлический скорее всего расплатится эстетическими качествами: царапины, потертости покрытия и т.д. обеспечены).

По-другому дело обстоит в случае серьёзного ДТП. Металлическая деталь при физическом воздействии большой силы деформируется. Как итог, восстановить её либо невозможно, либо, что вероятнее, потребуется рихтовка. В тех же условиях бампер из полимерного материала даст глубокие трещины, либо вовсе разрушится с гарантированной невозможностью восстановления. Потребуется дорогостоящая замена.

Особенно актуален этот вопрос, когда речь о массивных грузовиках, в частности о КАМАЗе. На скорости в разы меньшей, чем у легкового автомобиля, такая машина получит больший урон за счет высокой инерции.

Бампер защищает от случайных повреждений также и фары.

Эстетическая функция. Кроме того, что КАМАЗ это средство передвижения и рабочая "лошадь", он остается автомобилем. И чтобы вписываться в общий дорожный и городской стиль, такой автомобиль должен иметь привлекательный внешний вид. Бампер прикрывает ходовые элементы машины и придает КАМАЗу внушительности. А современные варианты исполнения (интегрированный бампер под цвет кабины в форме полусферы, с гладкой фактурой в рестайлинговых моделях) улучшают дизайн и позволяют машине принять законченный композиционный вид.

Функция безопасности. КАМАЗ является участником дорожного движения, поэтому функция защиты пешехода актуальна и для такой машины. Бампер уменьшает зазор между ходовой частью и поверхностью земли, поэтому при движении на низкой скорости он поможет предохранить пешехода от случайного попадания под колеса. Если скорость движения большая — опасность многократно повышается, однако и в этом случае у отброшенного ударом человека больше шансов сохранить жизнь, чем если бы его затянуло под колеса многотонного автомобиля.

Аэродинамическая функция. При движении на скорости КАМАЗ встречается с сопротивлением воздушной среды. За счет большой площади кузова, его кубической формы и веса, воздушные массы воздействуют на автомобиль с огромной силой, усложняя управление многотонным грузовым транспортом. Проходя по поверхности машины, потоки воздуха концентрируются за её кормой, создавая мощные вихри, способные помешать нормальному управлению и спровоцировать серьёзное ДТП.

Для того чтобы снизить силу нежелательного воздействия, современные бамперы изготавливаются в полусферической форме и имеют гладкую поверхность. Обтекаемость, достигаемая при таком решении, увеличивает прижимную силу и препятствует созданию воздушных вихрей.

Улучшение проходимости. КАМАЗ работает в любых условиях, часто неблагоприятных. Бампер улучшает качества проходимости и защищает ходовую часть от грязи.

Таким образом, бампер — необходимая для КАМАЗа деталь, как с точки зрения дизайна, так и для обеспечения безопасности и надежности. При правильной установке, он защищает кузов машины, способствует хорошей управляемости, бережет участников дорожного движения и кошелек владельца.



Назад
Яндекс.Метрика