Статьи

Главная » Статьи » Насос механизма опрокидывания кабины КАМАЗ: удобство и безопасность ремонта

Насос механизма опрокидывания кабины КАМАЗ: удобство и безопасность ремонта

Автомобили КАМАЗ выполнены по бескапотной схеме, поэтому для доступа к двигателю и другим узлам следует поднимать всю кабину. Для этой цели служит механизм опрокидывания кабины (МОК) с гидравлическим ручным насосом. Об этом насосе, его конструкции и существующих моделях подробно рассказано в статье.


Общее устройство и работа механизма опрокидывания кабины КАМАЗ

Бескапотная компоновка, присущая камским грузовикам, в определенной степени затрудняет проведение ТО и ремонтных работ на расположенных под кабиной агрегатах. Поэтому в данных грузовиках применяется опрокидывающаяся кабина и специальная автономная система — механизм опрокидывания кабины, или МОК. На ряде моделей грузовиков данная система также применяется для подъема и опускания установленного за кабиной запасного колеса.

В МОК входит небольшое количество компонентов:

  • Ручной гидравлический насос;
  • Масляный бачок (в современных моделях грузовиков бачок объединен с насосом, так как в системе используется небольшой объем масла);
  • Силовой гидравлический цилиндр двухстороннего действия;
  • Система трубопроводов для подачи масла от насоса к цилиндру (обычно металлические трубки).

Функционирует механизм опрокидывания кабины просто: с помощью насоса гидравлическое масло нагнетается в силовой цилиндр, шток которого выходит и поднимает кабину до того или иного угла (41° или 61°). Возвращение кабины в горизонтальное (транспортное) положение также осуществляется посредством МОК, в этом случае специальная рукоятка на насосе переводится в другое положение, в результате осуществляется реверс потоков масла, и шток силового цилиндра втягивается, опуская кабину. Манипуляции с запасным колесом проводятся аналогичным образом, для этого золотник насоса (с помощью рукоятки) переводится в соответствующее положение.

Компоненты механизма расположены на лонжероне рамы (на ранних моделях грузовиков чаще всего детали размещались на правом лонжероне, во многих актуальных моделях детали расположены на левом лонжероне): гидроцилиндр — в передней части, непосредственно под кабиной, насос — над или сразу за задней подвеской кабины, что обеспечивает свободный доступ к этому агрегату. Между насосом и силовым цилиндром по раме проложены металлические масляные трубки.

В состав системы МОК может входить отдельный кран управления, расположенный за насосом на специальном кронштейне. Однако такое решение использовалось на ранних грузовиках КАМАЗ, сегодня же все органы управления находятся непосредственно на насосе.

Для обеспечения плавного опрокидывания кабины и снижения нагрузки на МОК используется дополнительный механизм уравновешивания. Он представляет собой два закрученных в разные стороны торсиона, которые связаны с кабиной и лонжеронами рамы. При подъеме кабины один торсион закручивается, а другой раскручивается, чем обеспечивается равновесное положение кабины на всех углах ее подъема.

Главная деталь МОК — насос, на нем следует остановиться подробнее.


Типы, особенности и модели насосов МОК

На ранних и актуальных моделях камских авто находит применение только один тип насосов МОК — плунжерный с ручным приводом. Выбор ручного насоса сделан не зря — это обеспечивает работоспособность системы при остановленном двигателе и в любых условиях.

Существует две больших группы насосов, отличающихся по конструкции и назначению — одноконтурные и двухконтурные.

Одноконтурные насосы наиболее часто используются в МОК, но могут устанавливаться и на грузовики с гидравлическим подъемником запасного колеса — в этом случае система оснащается дополнительным краном управления (золотником), посредством которого насос подключается либо к гидроцилиндру опрокидывания кабины, либо к гидроподъемнику запаски.

Двухконтурные насосы используются на автомобилях с гидравлическим подъемником установленного за кабиной запасного колеса. Использование данного типа насоса делает ненужным дополнительный кран управления, в результате вся система упрощается. Конструктивно двухконтурные насосы отличаются от одноконтурных незначительно, о чем сказан ниже.

На текущий момент Камским автозаводом используются гидронасосы МОК двух брендов:

  • БАГУ — производство ОАО Борисовский завод "АвтоГидроУсилитель", Борисов, Беларусь;
  • PPT — производство завода Prva Petoletka, Республика Сербия.

Сербские и белорусские насосы обладают некоторыми конструктивными отличиями и разными характеристиками, поэтому в большинстве случаев они не взаимозаменяемы.


Конструкция и функционирование насосов МОК

Конструктивно все модели гидронасосов принципиально не отличаются, в них можно выделить следующие части:

  • Плунжерная пара — насосная секция, с помощью которой обеспечивается нагнетание масла в систему;
  • Клапанный механизм — трубка с двумя шариковыми клапанами. Шарик всасывающего клапана просто сидит в своем седле и может легко подниматься, второй клапан образован шариком и пружиной, он открывается только при достижении требуемого давления масла;
  • Рукоятка привода насосной секции (плунжера) — короткая рукоятка, шарнирно установленная на крышке корпуса насоса, и тягой связанная с плунжером;
  • Реверсивный золотник — основной элемент управления насосом, с его помощью обеспечивается реверс направления потока масла от насосной секции к гидроцилиндру. Золотник оснащается рукояткой, имеющей два фиксированных положения — "Подъем кабины" и "Опускание кабины". В первом положении масло от насоса подается под поршень цилиндра, в результате чего он поднимается и опрокидывает кабину, в это время масло из надпоршневой полости возвращается в бачок. В положении опускания масло от насоса подается в надпоршневую полость, а из подпоршневой оно свободно возвращается в бачок — шток опускается и возвращает кабину в горизонтальное положение;
  • Масляный бачок — в насосах PPT емкость для масла присоединена к корпусу, в котором расположены плунжерная пара, золотник и клапаны; в насосах БАГУ функции бачка выполняет сам корпус насоса, а плунжерная пара и клапаны всегда погружены в масло.

В двухконтурных насосах встроен дополнительный золотник, посредством которого осуществляется направление масла либо к гидроцилиндру МОК, либо к гидроподъемнику запасного колеса. Рукоятка данного золотника, как и реверсивного, выведена на корпус агрегата.

Функционирование насоса основано на простых физических принципах. При ритмичном поднятии и опускании рукоятки привода насоса соединенный с ней плунжер сначала движется вверх, в результате чего под ним образуется разрежение воздуха, под действием которого масло через свободнолежащий шарик всасывающего клапана поступает в насосную секцию. Затем плунжер движется вниз, давление масла под ним возрастает, и шарик всасывающего клапана возвращается в седло, герметизируя насосную секцию. При дальнейшем росте давления открывается нагнетательный клапан, и масло с большим давлением поступает в реверсивный золотник и по трубке движется к гидроцилиндру. Таким образом, при каждом движении рукоятки шток гидроцилиндра постепенно выдвигается, а кабина, в зависимости от положения золотника, поднимается или опускается.


Вопросы эксплуатации насоса МОК

Порядок эксплуатации МОК описан в инструкции по эксплуатации автомобиля, в общем случае он сводится к следующему: открыть запоры кабины и отсоединить крюк, предохраняющий кабину от случайного подъема, рукоятку золотника насоса переместить в положение "Подъем", и ритмичным раскачиванием рукоятки (с применением любого удобного инструмента) осуществить опрокидывание кабины. После завершения подъема обязательно необходимо установить предохранительный шплинт в стойку ограничителя. Для возврата кабины в транспортное положение рукоятку золотника насоса переводится в противоположное положение, и все действия выполняются в обратной последовательности.

Однако так можно поднять кабину только на угол 41°. Чтобы опрокинуть кабину на 61°, следует сначала поднять переднюю панель кабины и полностью снять бампер, затем произвести подъем на 41°, расшплинтовать и демонтировать палец удлинителя, и после этого продолжить подъем до упора. Опускание кабины осуществляется в обратной последовательности.


Рекомендации по эксплуатации, ТО и ремонту насосов МОК

Хотя насос МОК и имеет не самое сложное устройство, необходимо соблюдать некоторые простые рекомендации по его эксплуатации. Главное — производить все движения плавно, без рывков и ударов, только в этом случае все детали агрегата будут работать без чрезмерных нагрузок и прослужат длительное время.

ТО насоса и всей системы сводится к периодическому осмотру на предмет утечек, а также к проверке и пополнению уровня рабочей жидкости в бачке.

С течением времени детали агрегата подвергаются серьезному износу и разрушению, в результате чего его работа нарушается или становится вовсе невозможной. При ухудшении работы насоса обычно производится его разборка, проверка и замена неисправных деталей, наиболее часто проблемы возникают в клапанах, также нередко приходится сталкиваться с засорением жиклеров и фильтра. При разрушении или значительном износе всех деталей проще заменить агрегат в сборе.

При правильной эксплуатации, регулярном ТО и своевременном ремонте насоса весь МОК будет работать без перебоев и каких-либо проблем.



Назад
Яндекс.Метрика