Статьи

Главная » Статьи » Барабан тормозной МАЗ: управляемость и безопасность минских грузовиков

Барабан тормозной МАЗ: управляемость и безопасность минских грузовиков

Барабан тормозной МАЗ

Основная масса грузовых автомобилей и автобусов МАЗ оснащаются колесными тормозными механизмами барабанного типа. Сегодня на МАЗах используется около десятка типов тормозных барабанов — все об этих деталях, их разновидностях и конструкции, а также о выборе и замене барабанов читайте в данной статье.

Функции тормозного барабана МАЗ

Барабан тормозной МАЗ (БТ) — компонент тормозной системы техники Минского автозавода; цилиндр чашеобразной формы, смонтированный на ступице колеса, при контакте с тормозными колодками обеспечивающий создание необходимого для торможения усилия.

Ранние и актуальные модели техники Минского автозавода (МАЗ) оснащаются тормозной системой с колесными механизмами фрикционного типа и пневматическим приводом. На основной массе техники МАЗ применяются колесные тормозные механизмы барабанного типа (исключение составляют городские автобусы МАЗ-206 и некоторые другие актуальные модификации грузовиков с дисковыми механизмами), которые при простой конструкции и высокой надежности имеют высокую эффективность работы.

Основу колесных механизмов составляет неподвижно смонтированный на ступице колеса тормозной барабан, внутри которого располагаются тормозные колодки с приводом и вспомогательными механизмами. Такую конструкцию имеют колесные тормозные механизмы техники МАЗ с колесами всех типов — как дисковых (МАЗ-4370, 5440, 6430), так и бездисковых.

Во всей технике тормозные барабаны выполняют несколько основных функций:

  • Создание тормозного усилия (преобразование кинетической энергии движения автомобиля в тепло с последующим его рассеиванием в атмосферу) при трении о фрикционные накладки колодок;
  • Защита деталей тормозного механизма от негативных воздействий окружающей среды;
  • Вместе со ступицей (в зависимости от особенностей колеса) — жесткое соединение и удерживание на колесе диска или опорного диска, шины и других компонентов.

Тормозные барабаны являются важной деталью ходовой части, обеспечивая уверенную и безопасную эксплуатацию автомобилей, автобусов и полуприцепов МАЗ в различных дорожных условиях. Эти детали, подвергаясь значительным нагрузкам и негативным воздействиям окружающей среды, интенсивно изнашиваются и периодически требуют замены. Сделать правильный выбор барабана поможет основная информация об их особенностях и характеристиках.


Типы, устройства и особенности тормозных барабанов МАЗ

Тормозной барабан МАЗ-500 на 6 отверстий
Тормозной барабан МАЗ-500 на 6 отверстий
Тормозной барабан МАЗ на 8 отверстий
Тормозной барабан МАЗ на 8 отверстий
Тормозной барабан МАЗ на 10 отверстий (Евро)
Тормозной барабан МАЗ на 10 отверстий (Евро)
Тормозной барабан МАЗ на 12 отверстий
Тормозной барабан МАЗ на 12 отверстий

На технике МАЗ используется несколько типов тормозных барабанов, отличающихся количеством отверстий под монтажные шпильки:

  • 6 отверстий — наиболее ранние, для автомобилей семейства МАЗ-500;
  • 8 отверстий — для автомобилей МАЗ-4370 "Зубренок" и его последующих модификаций;
  • 8 отверстий фирмы FAW — для автомобилей МАЗ-4380;
  • 10 отверстий обычные и "Евро" — для седельных тягачей МАЗ с дисковыми колесами;
  • 12 отверстий — для самосвалов и некоторых других модификаций автомобилей МАЗ.

Все тормозные барабаны МАЗ имеют принципиально одинаковую конструкцию: это детали в виде цилиндра с буртом, в котором выполнены гладкие и резьбовые отверстия. На некоторых тормозных барабанах для правильной ориентации могут выполняться выемки в буртах и другие вспомогательные элементы. Барабаны отливаются из серого чугуна различных марок (СЧ-18, СЧ-21), для повышения прочности проходят термическую или химико-термическую обработку. На внутренней поверхности тормозного барабана формируется (растачивается) рабочая поверхность — именно она при эксплуатации автомобиля контактирует с накладками тормозных колодок.

На буртах выполняются различные отверстия: под шпильки крепления колесного или опорного диска, под болты крепления барабана к ступице и под болты для стягивания детали со ступицы. Отверстия под шпильки гладкие и имеют большой диаметр, в большинстве барабанов отверстия расположены равномерно, однако в барабанах с 12 отверстиями они располагаются по кругу парами. Отверстия под болты крепления тормозного барабана гладкие, подвергаются зенковке или имеют сверление под шляпку болта, отличаются от отверстий под шпильки меньшим диаметром. Отверстия для съема диска со ступицы — резьбовые (обычно М16), имеют малый диаметр, в них вворачиваются болты только при демонтаже барабана.

Основная масса тормозных барабанов МАЗ имеет внутренний (рабочий) диаметр 420 мм, барабаны для МАЗ-4370 "Зубренок" имеют рабочий размер 325 мм. Большинство барабанов делятся на передние (в их каталожном номере присутствует индекс 3501070) и задние (каталожный номер с индексом 3502070). Они отличаются шириной и некоторыми конструктивными деталями. Однако некоторые модели грузовых автомобилей (двухосный МАЗ-5336, двухосный тягач МАЗ-5440, трехосный тягач МАЗ-64221) на передней и задней осях имеют одинаковые тормозные барабаны (все они в каталожных номерах имеют индекс 3502070, как задние барабаны). Также одинаковыми тормозными барабанами оснащаются и полуприцепы МАЗ. Все барабаны, в зависимости от размеров и назначения, работают с колодками шириной от 100 до 200 мм.

Особо следует сказать о разновидностях тормозных барабанов с 8 и 10 отверстиями. Обычные барабаны на 8 отверстий устанавливаются на автомобили МАЗ-4370 "Зубренок", однако созданный на его базе автомобиль МАЗ-4380 с применением компонентов китайской компании FAW имеет другие барабаны — они тоже имеют 8 отверстий, но более простые по конструкции и меньше по высоте, данные барабаны не взаимозаменяемы. На российском рынке тормозные барабаны FAW для МАЗ-4380 предлагаются под каталожными номерами 4380-3501571 (передние) и 4380-3502571 (задние).

На седельном тягаче МАЗ-64221 и ряде других актуальных моделях грузовиков и автобусов находят применение тормозные барабаны на 10 отверстий типа "Евро", которые отличаются от обычных барабанов на 10 отверстий тягачей МАЗ-5440. Изделия "Евро" имеют меньшую высоту и несколько иную конструкцию наружной части, однако количество и расположение отверстий на деталях обоих типов одинаково. Тормозные барабаны типа "Евро" имеют каталожный номер 64221-3502070.

В настоящее время на автомобилях МАЗ устанавливаются тормозные барабаны как производства ОАО "МАЗ" (оригинальные), так и от сторонних производителей, что значительно облегчает выбор и покупку этих деталей.


Вопросы выбора, замены и обслуживания тормозных барабанов МАЗ

Ступица и тормозной барабан заднего колеса МАЗ-53366
Ступица и тормозной барабан заднего колеса МАЗ-53366

В ходе эксплуатации барабаны подвергаются большим по величине механическим и тепловым нагрузкам, что выливается в их интенсивный износ, а иногда в деформации или даже разрушение этих деталей. Износ тормозных барабанов допустим до определенных пределов, после чего они подлежат замене. Для стандартных барабанов существует три ремонтных размера: 421, 422 и 423 мм с максимальным допуском +0,25 мм. При износе тормозные барабаны можно растачивать до одного из указанных размеров, однако после износа более 423 мм деталь обязательна к замене. Барабаны с рабочим диаметром 325 мм не имеют ремонтных категорий, обычно их замена выполняется при износе до 327-330 мм. Износ происходит неравномерно, рабочая поверхность может иметь овальность и получать различные повреждения — продольные полосы, ямы, наклепы и другие. При наличии значительных повреждений барабан следует заменить. Контролировать состояние детали можно без демонтажа через сервисные окна в тормозном щите.

На замену следует брать только те тормозные барабаны, что были установлены ранее или рекомендованы производителем. В ряде грузовиков, автобусов и полуприцепов допускается использовать вместо обычных барабанов на 10 отверстий детали типа "Евро", однако чаще всего такая замена доступна только для задних мостов.

Замену барабана следует выполнять в порядке, указанном в инструкции по ремонту данной конкретной модели автомобиля, автобуса или полуприцепа. Но обычно работа выполняется по вполне стандартной схеме:

  • Поддомкратить автомобиль;
  • Демонтировать колесо;
  • Снять тормозной барабан, установив и ввернув в демонтажные отверстия два болта (вворачивать необходимо равномерно, в противном случае возможен перекос и заклинивание детали);
  • Очистить место установки тормозного барабана, смонтировать новую деталь;
  • Произвести обратную сборку всего узла.

По выполнению замены тормозных барабанов следует произвести регулировку механизма тормоза колеса в соответствии с инструкцией по ТО данного конкретного типа техники. Для большинства типов техники МАЗ установлено, что между внутренней поверхностью барабана и фрикционными накладками при отпущенных тормозах должен оставаться зазор 0,4 мм. При этом шток тормозных камер должен сдвигаться на расстояние 25-40 мм (с разницей между правым и левым механизмами не более 8 мм).

Обратите внимание: тормозной барабан МАЗ имеет значительную массу (до 60 кг и более), поэтому выполнять ремонтные работы следует с помощником или с применением специальных грузоподъемных устройств, а также с соблюдением требований техники безопасности.

При правильно подобранном и замененном барабане, а также после верной регулировки тормоза автомобиля, автобуса или полуприцепа МАЗ будут надежно функционировать в различных дорожных условиях.



Назад
Яндекс.Метрика