Статьи

Главная » Статьи » Балансир МАЗ: устойчивость и плавность хода автомобилей и полуприцепов МАЗ

Балансир МАЗ: устойчивость и плавность хода автомобилей и полуприцепов МАЗ

Автомобили и полуприцепы МАЗ с двумя и большим числом задних осей оснащаются рессорно-балансирной подвеской, в которой одно из ключевых мест занимает балансир (или башмак балансира). О том, что такое балансир, как он устроен и функционирует, а также о выборе и замене этой детали — читайте в статье.

Назначение и функции балансира МАЗ

Балансир МАЗ (башмак балансира, башмак рессор) — составляющая часть задней рессорно-балансирной подвески автомобилей и полуприцепов Минского автозавода (МАЗ); деталь в виде качающегося коромысла, обеспечивающая возможность перемещения осей в вертикальной плоскости при преодолении неровностей дороги, а также перераспределяющая нагрузки на оси в зависимости от загрузки автомобиля и режима движения.

Грузовые автомобили МАЗ (моделей МАЗ-6430, 6312, 64227, 64229, 643008 и других) с двумя задними осями и двух- и трехосные минские полуприцепы оснащаются подвеской рессорно-балансирного типа. Причем конструктивно подвеска грузовиков и полуприцепов отличается, о чем необходимо рассказать подробнее.


Конструкция и работа рессорно-балансирной подвески автомобилей МАЗ

Рессорно-балансирная подвеска автомобилей МАЗ
Рессорно-балансирная подвеска автомобилей МАЗ

Рессорно-балансирная подвеска грузовых автомобилей МАЗ выполнена в виде тележки, на которую в двух точках опирается рама. Основу тележки составляют два балансира, на которые опираются пакеты листовых рессор — по одному с каждой стороны. Концы рессор через скользящие опоры (подкладки) опираются на балки ведущих мостов, в центральной части каждый пакет с помощью двух стремянок жестко соединен с балансирами. Балансиры устанавливаются на стальные оси, запрессованные в вертикальные кронштейны, которые, в свою очередь, жестко прикреплены к лонжеронам рамы автомобиля. В большинстве конструкций правый и левый кронштейны подвески жестко соединены друг с другом поперечной стяжкой. Каждая балкаведущего моста соединена с кронштейном двумя реактивными штангами, расположенными в нижней части (под рессорами), также по одной или две реактивных штанги на мост используется для соединения с рамой автомобиля сверху (над рессорами).

Благодаря такой конструкции рессорно-балансирная подвеска позволяет решить сразу несколько задач:

  • За счет рессор и реактивных штанг — сглаживание мелких неровностей дорожного покрытия и демпфирование ударов;
  • За счет балансира — возможность относительно независимого перемещения колес осей в вертикальной плоскости при преодолении небольших неровностей дорожного покрытия;
  • Также за счет балансира и реактивных штанг — возможность поворота всей тележки в вертикальной плоскости при преодолении крупных неровностей, на которые наезжают сразу оба колеса одной оси.

Рессорно-балансирная подвеска отличается несложной конструкцией, высокой эффективностью и неприхотливостью, благодаря чему получила распространение на трехосных тягачах и иных грузовиках Минского автозавода.


Конструкция и работа рессорно-балансирной подвески полуприцепов МАЗ

Балансир МАЗ полуприцепа средний короткий
Балансир МАЗ полуприцепа средний короткий


Конструкция балансира полуприцепа МАЗ
Конструкция балансира полуприцепа МАЗ


Рессорно-балансирная подвеска двухосных полуприцепов МАЗ
Рессорно-балансирная подвеска двухосных полуприцепов МАЗ

Подвеска полуприцепов воспринимает большие нагрузки, чем подвеска тягачей, поэтому она имеет несколько иную конструкцию. Данная подвеска выполнена не как единая тележка, а как две оси со своими рессорами, соединенными друг с другом расположенными между ними балансирами. Каждая ось имеет две пары полуэллиптических рессор с двумя точками опоры:

  • Наружными концами (длинными) — через скользящие подкладки на кронштейны, приваренные к нижней стороне лонжеронов рам;
  • Внутренними концами (короткими) — на плечи балансира.

Балансиры через оси соединены с кронштейнами, расположенными на лонжеронах рамы, к этим же кронштейнам прикреплены две реактивные штанги задней оси (штанги передней оси соединены со специальными кронштейнами, расположенными спереди). Балансиры в полуприцепах МАЗ не соединены друг с другом, что позволяет им работать независимо. А необходимая устойчивость полуприцепа обеспечивается наличием стабилизатора на одной или обеих осях.

Такая конструкция подвески обеспечивает равномерное распределение нагрузки между осями и отдельными колесам полуприцепа как при движении по ровному дорожному покрытию, так и при преодолении малых и большихнеровностей.


Типы и конструкция балансиров МАЗ

В рессорно-балансирных подвесках грузовых автомобилей и полуприцепов МАЗ применяются неодинаковые по конструкции балансиры.

Балансир (башмак балансира) подвески автомобиля выполнен в виде литой стальной или чугунной детали, в которой предусмотрено сквозное отверстие под ось и плоская площадка с отверстиями для монтажа к рессорам стремянками. В балансир устанавливается две втулки, в которых вращается ось. С одной стороны (внутренней) в балансире выполнены выточки под упорное кольцо и манжету — эти детали при сборке всего узла прижимаются к кронштейну балансира и предотвращают утечку смазочного материала. С другой стороны (наружной) торец балансира выведен во фланец с отверстиями, к которому через прокладку посредством нескольких болтов крепится крышка башмака. Фиксация балансира на оси осуществляется стопорной шайбой и замковой гайкой, которая наворачивается на резьбу на оси, а затем с помощью болта затягивается — так предотвращается скручивание гайки и смещение балансира относительно оси.

Ось в балансире вращается в двух втулках, которые могут изготавливаться из бронзы, латуни и биметалла (алюминий + цинк), втулки с внутренней стороны имеют косые желобки (один или несколько), обеспечивающие равномерное распределение смазки. Добавка смазочного материала (используется трансмиссионное масло) выполняется через расположенную в крышке башмака резьбовую пробку.

Во всех балансирах применяются втулки типа МАЗ-938 различных модификаций, имеющие внутренний диаметр 119–122 мм (такой разброс позволяет подбирать втулки под ремонтные оси и выполнять их расточку).

В автомобилях МАЗ используется несколько модификаций балансиров с каталожными номерами 6303-2918018 и 6418-2918018 производства ОАО "МАЗ" и МТМ ("Могилевтрансмаш", Республика Беларусь, Могилев).

Балансир подвески полуприцепа — сварной, изготовлен из стальных листов и трубы. Основу детали составляет коробчатая рама, в центре которой вварена труба под ось балансира, а на концах обоих плеч — опоры под концы рессор. Под опорами просверлены отверстия для пальцев (болтов), предотвращающих выскальзывание рессор. В балансир устанавливается две втулки из бронзы, латуни или биметалла, в большинстве полуприцепов МАЗ используются втулки типа МАЗ-516 с внутренним диаметром 88–90 мм (с учетом ремонтных размеров).

Монтируется такой балансир на кронштейн через ось, однако здесь, в отличие от подвески грузовиков, балансир располагается внутри кронштейна, поэтому ось имеет две точки опоры. Фиксация оси выполняется двумя гайками и шайбой, смазка подается непосредственно внутрь оси через расположенную на его наружной стороне пресс-масленку. Никаких крышек для защиты оси и предотвращения утечки смазки здесь не предусмотрено.

На полуприцепах МАЗ используется довольно широкая номенклатура балансиров, наибольшее распространение получили детали с каталожными номерами 97581-2918005 и 9397-2918005 (равноплечие короткие для двухосных полуприцепов), 93866-2918005 (равноплечий длинный для двухосных полуприцепов), 93301-2918005 (равноплечий короткий для трехосных полуприцепов), 9389-2918005 (разноплечий).


Вопросы выбора, ремонта и замены балансира МАЗ

В ходе эксплуатации автомобиля и полуприцепа балансиры и их втулки подвергаются значительным динамическим и статическим нагрузкам, что приводит к износу и повреждениям данных деталей. Вследствие износа втулки требуют регулярной замены, для определения необходимости ремонта следует проверять степень износа деталей при регламентном ТО. Эксплуатация втулок автомобилей допустима при увеличении зазора между втулкой и осью до 0,5 мм, а износ втулок полуприцепов допустим до 90,2 мм. При этом следует учитывать, что изнашивается и ось балансира, поэтому может потребоваться не только замена втулок, но и замена оси. Новые втулки необходимо подбирать под размер осей, при необходимости данные детали растачиваются (только после их запрессовки в балансир, что обеспечит соосность).

В балансирах под воздействием нагрузок могут образовываться трещины и появляться деформации. Незначительные трещины завариваются, при наличии больших трещин башмак заменяется в сборе. Если вовремя не заменить или не отремонтировать деталь, то в какой-то момент она может полностью разрушиться, что приведет к крену или опрокидыванию автомобиля/полуприцепа.

На замену следует брать только те балансиры, что были установлены в подвеске заводом-изготовителем. Все работы следует выполнять в соответствии с инструкциями по ремонту конкретного автомобиля или полуприцепа. После замены балансира узел следует заполнить смазкой (в автомобилях используется трансмиссионное масло ТСп-15к и аналогичные, заливается через пробку; в полуприцепах — различные консистентные смазки типа солидол, заполняется с помощью солидолонагнетателя), затем заправка смазки выполняется при регламентном ТО, в котором предусмотрена эта операция.

При правильном выборе и замене балансира, а также при регулярном обслуживании этого элемента вся задняя подвеска автомобилей и полуприцепов МАЗ будет работать надежно и эффективно в любых условиях.



Назад
Яндекс.Метрика