Главная » Статьи » Жидкость тормозная: "кровь" тормозной системы

Жидкость тормозная: "кровь" тормозной системы

Многие транспортные средства оснащаются тормозной системой с гидравлическим приводом, в котором в качестве рабочего тела выступают специальные тормозные жидкости. Все об этих жидкостях, их типах, составе и характеристиках, а также об их правильном подборе и замене — читайте в представленной статье.

Роль и функции тормозных жидкостей

Тормозная жидкость (ТЖ) — специальный жидкий состав на минеральной либо синтетической основе, выступающий в роли рабочего тела в тормозных системах с гидравлическим приводом колесных тормозных механизмов.

На колесных транспортных средствах малой массы (не более 5-7 тонн) используются тормозные системы с гидравлическим приводом. Основу системы составляет главный тормозной цилиндр (ГТЦ) с приводом от педали (напрямую или через вакуумный усилитель), связанный трубопроводами с установленными на колесах рабочими цилиндрами, приводящими в движение тормозные колодки. Передача усилия от главного тормозного цилиндра на рабочие обеспечивается с помощью специальной тормозной жидкости.

Тормозная система с гидравлическим приводом
Тормозная система с гидравлическим приводом

Тормозная жидкость выполняет несколько функций:

  • Передача усилия от ГТЦ через трубопроводы на рабочие цилиндры;
  • Обеспечение функционирования тормозной системы под высокими нагрузками — при нагреве компонентов системы и самой жидкости;
  • Обеспечение функционирования системы во всем интервале температур — зимой и летом;
  • Предотвращение коррозии компонентов системы;
  • Смазка трущихся деталей и агрегатов системы;
  • Защита или предотвращение интенсивного износа резиновых и пластиковых элементов системы.

К тормозным жидкостям предъявляются противоречивые требования, что обуславливает ее состав и свойства. Со временем жидкости теряют свои качества и требуют замены, в противном случае тормозная система перестает нормально функционировать. Но прежде, чем идти в магазин за новой тормозной жидкостью, необходимо разобраться в существующих типах этих средств, их параметрах и применяемости.


Стандартизация, состав и применяемость тормозных жидкостей

В мире действует ряд стандартов на тормозные жидкости:

  • Спецификация американского Департамента транспорта (USDOT) FMVSS №116;
  • Спецификации Общества автомобильных инженеров (SAE) SAE J1703 и SAE J1704;
  • Спецификация Международной организации стандартизации (ISO) ISO 4925;
  • Спецификация Японского промышленного стандарта (JIS) JISK 2233.

В РФ и на постсоветском пространстве единого стандартизирующего документа на тормозные жидкости нет, поэтому автопроизводители используют спецификации DOT и SAE.

Каждая спецификация предусматривает несколько категорий тормозных жидкостей с различными характеристиками, наиболее важными из которых являются:

  • Температура кипения «сухой» жидкости — температура, при которой кипит тормозная жидкость без содержания воды (новое средство после вскрытия тары и добавки в систему);
  • Температуры кипения «увлажненной» жидкости — температура, при которой кипит тормозная жидкость с содержанием воды 3,5% и более (жидкость, некоторая время проработавшая в тормозной системе);
  • Низкотемпературная вязкость — вязкость, которую жидкость имеет при температуре -40°C.

Именно эти характеристики говорят о качестве тормозной жидкости и возможности ее эксплуатации в различных условиях. Чем на более высоком уровне находится температура ее кипения, тем более высоким нагрузкам может подвергаться тормозная система, при недостаточно высокой температуре кипения в тормозной жидкости наблюдается активное кипение с образованием мелких и крупных пузырьков, ухудшающих способность жидкости передавать усилия. Причина проста: при закипании часть жидкости вытесняется в расширительный бачок, а оставшийся объем заполняется пузырьками пара — в случае нажатии на педаль эти пузырьки сжимаются, но усилие в механизмы практически не передаются. В этом случае педаль будто «проваливается?, а торможение происходит только при сильном нажиме на нее, либо вовсе не наступает.

Низкотемпературная вязкость тоже должна быть как можно выше — при чрезмерном росте вязкости (замерзании жидкости) тормоза становятся тугими и инерционными, а затем просто отказывают.

Указанные спецификации устанавливают и иные характеристики: совместимость с водой, химическая агрессивность (коррозионная и по отношению к каучукам), химическая стабильность, смазывающая способность и другие.

Основные характеристики тормозных жидкостей различных типов представлены в таблице:

 DOT 3DOT 4DOT 5DOT 5.1ISO Class 3ISO Class 4ISO Class 5-1ISO Class 6SAE J1703SAE J1704
Температура кипения «сухой» жидкости, °C, не менее205230 (DOT 4+ – 250)260260205230260250205230
Температура кипения «увлажненной» жидкости, °C, не менее140155180180140155180165140155
Низкотемпературная вязкость, кв. мм/с, не более150018009009001500150090075018001800

Нетрудно заметить, что тормозные жидкости типов DOT 3 и ISO Class 3, DOT 4 и SAE J1704, DOT 5.1 и ISO Class 5-1 являются аналогами друг друга, они обладают одинаковыми параметрами и приблизительно одинаковым химическим составом.

Все тормозные жидкости делятся на три группы по типу основы:

  • На минеральной основе;
  • На гликолевой основе;
  • На силиконовой основе.

Тормозные жидкости первой группы производятся из касторового масла и каких-либо спиртов (чаще всего из бутилового) в пропорциях 1:1. Такие жидкости характеризуются относительно невысокой температурой кипения и хуже работают в мороз, поэтому сегодня они все более вытесняются другими средствами (хотя жидкость БСК все еще можно встретить на УАЗах и некоторых других автомобилях).

Тормозные жидкости второй группы изготавливаются из гликолей — полиэтиленгликоля или полиалкиленгликоля с добавкой полиэфиров борной кислоты, антикоррозионных и антифрикционных присадок. Это наиболее распространенные жидкости, они характеризуются достаточно высокой температурой кипения и устойчивы к низким температурам, однако обладают значительной гигроскопичностью — активно впитывают воду, поэтому их характеристики перестают соответствовать спецификациям примерно через год (реже они служат до двух лет).

Тормозные жидкости третьего типа производятся на основе различных силиконов с пакетами присадок. Силиконовые жидкости не впитывают воду, поэтому они вполне уверенно работают до 3 лет. Однако они слабо устойчивы к низким температурам и на морозе становятся довольно вязкими.

Цветовая маркировка тормозных жидкостей
Цветовая маркировка тормозных жидкостей

Тормозные жидкости имеют цветовую маркировку:

  • Гликолевые — янтарные (желтые);
  • Минеральные — зеленые (однако отечественные жидкости бывают красными и оранжевыми);
  • Силиконовые — розовые.

Гликолевые и силиконовые тормозные жидкости имеют различную применяемость:

  • Гликолевые — универсальные, могут заливаться в системы практически всех автомобилей (но имеются ограничения по возрасту и степени изношенности тормозной системы);
  • Силиконовые — могут использоваться на автомобилях с малым пробегом и недопустимы для применения на транспортных средствах с антиблокировочной системой (данные жидкости интенсивно насыщаются воздухом, что при срабатывании АБС может иметь негативные последствия для всей системы).

О верном подборе и возможности применения тормозных жидкостей на различных автомобилях следует рассказать подробнее.


Правильный подбор и замена тормозной жидкости

Почему нужно регулярно менять тормозную жидкость
Почему нужно регулярно менять тормозную жидкость

Выбор тормозной жидкости должен соответствовать нескольким критериям:

  • Указания автопроизводителя, прописанные в инструкции к транспортному средству;
  • Год выпуска и пробег автомобиля;
  • Техническое состояние тормозной системы данного ТС;
  • Тип, масса и иные параметры ТС.

Проще всего подбирать тормозные жидкости к новым транспортным средствам — в них обычно заливаются средства DOT 4/SAE J1704 и DOT 5.1/ISO Class 5-1. Менять жидкость следует ежегодно или чуть реже, и заливать в систему именно то средство, которое рекомендовано производителем.

Для автомобилей старше 5 лет лучше подходят средства DOT 4/SAE J1704, а при желании залить более дорогие и менее вязкие DOT 5.1/ISO Class 5-1 необходимо сначала заменить все уплотнительные элементы и некоторые агрегаты системы.

Для авто ранних годов выпуска — с конца 80-х годов — предназначены тормозные жидкости DOT-3/ISO Class 3, которые не рекомендуется заменять на средства более высоких классов. Данные жидкости характеризуются повышенной вязкостью, они дают меньшую утечку через уплотнители и их замена связана с небольшими финансовыми затратами.

А для старых автомобилей — старше 80-х годов — вообще рекомендуется использовать тормозные жидкости на минеральной основе. Гликолевые жидкости довольно агрессивны по отношению к некоторым старым маркам резины, поэтому они могут привести к нарушению герметичности тормозной системы. При желании использовать более современные жидкости, следует произвести полное обслуживание тормозной системы с заменой уплотнителей.

Особое внимание необходимо уделять автомобилям с силиконовой тормозной жидкостью — ее ни в коем случае нельзя менять на жидкость другого типа, и, напротив, не рекомендуется заливать силиконовые жидкости взамен гликолевых (особенно в автомобили с АБС).

Замена тормозной жидкости должна выполняться в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию транспортного средства. Если меняется тип жидкости, то рекомендуется промыть систему, так как многие жидкости условно совместимы друг с другом, однако лучше не рисковать, так как компоненты, входящие в пакеты присадок различных жидкостей, могут конфликтовать друг с другом.

После замены необходимо выполнить прокачку системы для удаления из нее пузырьков воздуха. При верном выборе и замене средства тормоза автомобиля будут надежно работать на всех режимах эксплуатации автомобиля.



Назад
Яндекс.Метрика