Главная » Статьи » Фара МТЗ: свет для круглосуточной работы трактора

Фара МТЗ: свет для круглосуточной работы трактора

Колесные и гусеничные тракторы МТЗ комплектуются несколькими типами и моделями фар для выполнения работ в ночное время и в условиях недостаточной видимости. Все об осветительных приборах минских тракторов, их типах, конструкции и применяемости, а также о выборе и замене фар — читайте в данной статье.

Что такое фара МТЗ?

Фара МТЗ — электрический прибор системы наружного освещения тракторов Минского тракторного завода; различные по конструкции и расположению электрические осветительные приборы, посредством которых обеспечивается освещение дорожного полотна, фронта работ и навесных/прицепных агрегатов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

Конструкция фары
Конструкция фары

На всех тракторах, в том числе и МТЗ, устанавливаются различные внешние осветительные приборы, на которые в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (туман, запыление) возлагается несколько функций:

  • Освещение дорожного покрытия и окружающей местности;
  • Освещение фронта работ и контроль работы навесных или прицепных агрегатов;
  • Освещение агрегатов и машин (коммунальных, сельскохозяйственных, дорожных, промышленных и иного назначения);
  • Выполнение функций световой сигнализации (предупреждение о выполнении работ, использование в качестве дневных ходовых огней и т.д.).

Фары различных типов и назначения относятся к числу приборов, обязательных для установки на тракторы и сельскохозяйственные машины. При неисправности фары должны меняться, а при переоборудовании трактора может потребоваться установка дополнительных осветительных приборов. Чтобы сделать верный выбор и монтаж фар на тракторы МТЗ, необходимо разобраться в существующих типах этих приборов, их конструкции и применяемости, а также осветить общие вопросы применения фар на тракторах.


Стандартизация осветительных приборов на тракторах

В нашей стране действует два основных стандарта, определяющих типы, количество, положение и характеристики внешних световых приборов тракторов и сельхозмашин: ГОСТ 8769-75 (соответствует международному стандарту CT СЭВ 4122-83) и ГОСТ 7742-77. Также указания на характеристики и особенности данного оборудования присутствуют в специализированных документах ГОСТ 19677-87, ГОСТ 12.2.019-2005 и некоторых других.

В соответствии со стандартами на тракторах среди прочего должны быть следующие осветительные приборы:

  • Транспортное/дорожное освещение (он же головной свет по ГОСТ 8769-75) — две фары дальнего и ближнего света в передней части трактора;
  • Рабочее освещение (по ГОСТ 7742-77 и ГОСТ 12.2.019-2005) — не менее двух фар в задней части трактора.

Транспортное освещение (головной свет) используется при движении трактора по дорогам любых типов (общего пользования, технологическим), а также для освещения фронта работ перед трактором. Рабочее освещение используется при выполнении различных операций прицепным или навесным оборудованием, установленным на задней навеске трактора, а также для освещения фронта работ за трактором.

Также на тракторах допускается установка других приборов:

  • Передние противотуманные фары;
  • Задние противотуманные фары и фонари (фары — для освещения фронта работ и оборудования, фонари — для движения по дорогам);
  • Фара-искатель;
  • Переносные источники света.

Для каждого типа освещения используются осветительные приборы определенных типов, имеющие своих конструктивные особенности и характеристики.


Типы, конструкция и применяемость фар МТЗ

На тракторах МТЗ используются фары всех указанных выше типов — рабочие, транспортные, противотуманные и другие.

Фара ФГ-305
Фара ФГ-305
Фара ФГ-308
Фара ФГ-308

Транспортные фары. В качестве фар головного света используются следующие модели световых приборов:

  • ФГ-305 — круглая фара (оригинальный номер 8703 с различными индексами) под лампы А12/А24 (R21W, цоколь BA15S) и АКГ12/АКГ24 (H4, цоколь P43t), выпускаются в пластиковом (индекс "П") и металлическом (индекс "М") корпусе;
  • ФГ-308 — квадратная фара для монтажа в решетку радиатора (оригинальный номер 08 7101 000) под лампы А12, (R2 цоколь P43t) и H4, только в пластиковом корпусе.

Также могут встречаться и другие типы фар (например, автомобильные ФГ-309), но с завода устанавливаются осветительные приборы указанных выше типов.

Рабочие фары. На задней части трактора устанавливаются осветительные приборы следующих моделей:

  • ФГ-304 — круглая фара под лампы R2, H3 (цоколь PK22S) и H4, выпускаются в пластиковом (индекс "П", номер ФГ-304П.00.00.00) и металлическом (индекс "М", номер ФГ-304М.00.00.00) корпусе;
  • ФПГ-100, 101 — круглая фара под лампы H3, выпускаются в пластиковом и металлическом корпусе;
  • ФПГ-110, 112, 114 — прямоугольные фары под лампы H3, в различных корпусах, могут комплектоваться защитными решетками.

Также находят применение и другие фары серии ФПГ, однако многие из них не сертифицированы в РФ, поэтому монтаж такого оборудования заводом не осуществляется.

Фара-искатель ФГ-305И
Фара-искатель ФГ-305И

Фары-искатели. На тракторы МТЗ могут устанавливаться следующие модели фар-искателей:

  • ФГ-305И — круглая, под лампы А12, выпускаются в металлическом корпусе;
  • ФГ-318 — аналог ФГ-305И;
  • Фары модельного ряда ФПГ.

Фары-искатели могут устанавливаться с завода (в этом случае используется прибор ФГ-305И), однако они наиболее часто монтируются владельцами тракторов, поэтому выбор данных изделий широк и разнообразен.


Противотуманная фара ФПГ-106
Противотуманная фара ФПГ-106

Противотуманные фары. На технику МТЗ ставится несколько моделей противотуманных фар:

  • ФПГ-102, ФПГ-103 — прямоугольные фары с прозрачными (бесцветными) рассеивателями, под лампы H3;
  • ФПГ-106, ФПГ-107 — аналоги ФПГ-102/103 с желтыми рассеивателями.

Также применение находят противотуманные фары ФПГ-100 (круглые, с прозрачным, желтым и голубым рассеивателем), 113, 117, 119 и другие, однако многие из них не сертифицированы в РФ, поэтому их установка на тракторы с завода не осуществляется.


Все рассмотренные выше фары имеют несколько исполнений по типу используемых ламп:

  • Лампы накаливания А12/А24 (R21W) с грушевидной колбой и цоколем BA15S;
  • Лампы накаливания и галогенные R2 (отечественный стандарт — А12/А24) с круглой (сферической) колбой и цоколем типа P43t (цоколь с ножевыми контактами);
  • Лампы накаливания H3 (отечественный стандарт АКГ12/АКГ24) с различными типами колб и цоколем типа BA15S (гладкий поворотный цоколь с фиксирующими штифтами);
  • Лампы галогенные H4 (отечественный стандарт АКГ12/АКГ24) с вытянутой колбой и цоколем P43t.

Большинство фар также представлены в двух исполнениях по напряжению питания — на 12 и 24 В, однако новые приборы чаще выпускаются на напряжение 12 В.

Все фары имеют принципиально одинаковую конструкцию. Основу прибора составляет пластиковый или металлический корпус, внутри которого располагается зеркальный отражатель (рефлектор) и патрон под установку лампы. Передняя часть корпуса закрыта прозрачным рифленым рассеивателем (гладким рассеивателем у фар-искателей), его монтаж осуществляется посредством наворачиваемой оправы или оправы с креплением уголками (в фарах ФГ-308), либо просто вворачиванием нескольких винтов в отверстия.

Монтаж всех типов фар (за исключением ФГ-308) осуществляется посредством установленной на корпусе резьбовой втулки. Через втулку могут пропускаться провода для подключения лампы, на боле современных фарах применяется стандартный электрический разъем. Фары типа ФГ-308 монтируются на кронштейн с помощью винтов с фигурной головкой, которые могут заворачиваться без применения инструмента.


Как правильно подобрать и заменить фару МТЗ

Трактор МТЗ с квадратными фарами в радиаторной решетке
Трактор МТЗ с квадратными фарами в радиаторной решетке

Выше указывалось, что на тракторе должно быть не менее четырех фар, которые используются при движении и работе в ночное время. Отсутствие фар делает эксплуатацию техники ночью невозможной, либо значительно снижает качество и безопасность работ. Поэтому неисправные фары должны меняться на новые, а если на тракторе, который будет эксплуатироваться с навесным или прицепным оборудованием, нет рабочих фар, то следует произвести их установку. Также должны меняться и неисправные противотуманные фары.

На замену следует брать любые фары указанных типов с учетом напряжения питания бортовой электросети (на 12 или 24 В) и типа применяемых ламп. Устанавливать на место транспортных фар рабочие (задние), и наоборот — не допускается! При покупке необходимо обращать внимание на комплектацию фары — есть ли в ней лампа, предусмотрен ли разъем, имеется ли монтажная гайка, и т.д. Если эти детали отсутствуют, то их следует приобрести отдельно.

Противотуманные фары могут иметь рассеиватель любого цвета, главное — соблюдать рекомендации по их установке (монтировать на определенной высоте).

Установка новых фар должна выполняться в соответствии с указаниями производителя и действующих стандартов. В первую очередь это относится к фарам головного света и противотуманным фарам. Для тракторов класса до 2,0 т фары должны располагаться на высоте не более 1200 мм, для более мощных тракторов высота может быть любой. Расстояние между фарами может быть от 200 мм и более, а расстояние фар от крайних габаритных точек слева и справа может достигать 700 мм. Противотуманные фары должны располагаться на высоте 250 мм от дороги.

Фары после установки и при регламентированном ТО должны регулироваться в соответствии с инструкциями для каждого конкретного трактора. При правильном выборе, монтаже и регулировке фар тракторы МТЗ будут обеспечены достаточным количеством света для работы в любое время суток.



Назад
Яндекс.Метрика