Главная » Статьи » Мотор омывателя: на страже чистоты автомобильных стекол

Мотор омывателя: на страже чистоты автомобильных стекол

Во всех современных транспортных средствах присутствует система очистки ветрового стекла от грязи — стеклоомыватель. Одним из важнейших узлов этой системы является мотор — о том, что такое мотор омывателя, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о его выборе и замене читайте в статье.

Что такое мотор омывателя?

Мотор омывателя — узел стеклоомывателя ветрового и заднего стекла автомобилей; электрический двигатель постоянного тока малой мощности, предназначенный для подачи омывающей жидкости под давлением из бачка к жиклерам (соплам) омывателя.

Простейшая схема стеклоомывателя и место мотора в ней

Мотор стеклоомывателя обеспечивает нормальное функционирование всей системы — он приводит в действие водяной насос, который подает омывающую жидкость под давлением из бачка на жиклеры. Именно благодаря мотору и насосу создается напор жидкости, омывающей ветровое стекло или стекло двери задка, и очищающий их от загрязнений и пыли.

Неисправность мотора делает неработоспособным весь стеклоомыватель, поэтому данную деталь необходимо заменить. Но прежде, чем делать покупку, следует разобраться в типах и особенностях современных моторов омывателей.


Типы, конструкция и характеристики моторов омывателя

Моторы стеклоомывателей делятся на два конструктивных типа:

  • Электродвигатели, отдельные от насоса;
  • Электродвигатели, объединенные в единую конструкцию с насосом (мотор-насосы).

Устройство первого типа — это обычный компактный электромотор, который работает в паре с насосом, и при необходимости может быть заменен отдельно от других деталей. Раздельные моторы применяются в паре с погружными насосами, расположенными внутри бачка с омывающей жидкостью. Такие моторы широко используются на ранних модификациях отечественных легковых автомобилей, многих грузовиках и тракторах. Конструктивно такой мотор очень прост: это электродвигатель постоянного тока, установленный в герметичный пластиковый корпус с кронштейнами или отверстиями для монтажа к насосу и бачку. Из корпуса выходит вал двигателя для привода насоса, с обратной стороны предусмотрен электрический разъем.

Интегрированные мотор-насосы омывателя

Устройство второго типа — это компактный электромотор, интегрированный в корпус водяного насоса. Такие агрегаты являются неразборными, при поломке только мотора или насоса они меняются в сборе. Моторы этого типа находят самое широкое применение на современных автомобилях отечественного и зарубежного производства, а на некоторых автомобилях ранних модификаций они могут устанавливаться взамен раздельных моторов и насосов.

Конструктивно такой агрегат тоже прост. Его основу составляет пластиковый корпус, в котором расположен мотор и соединенный с ним водяной насос центробежного типа. Мотор и насос расположены в герметичных отсеках, внутри насоса установлена соединенная с валом мотора крыльчатка, к которой через патрубок (обычно расположенный на торцевой части мотор-насоса) подводится омывающая жидкость. В этом патрубке может располагаться фильтрующая сетка для защиты насоса от крупных загрязнений. Отвод омывающей жидкости из насоса осуществляется через второй патрубок меньшего диаметра, расположенный на периферии устройства. С обратной стороны корпуса (со стороны мотора, на торце или на стенке) расположен электрический разъем.

Мотор-насосы тоже бывают двух видов:

  • Для питания одного жиклера;
  • Для питания двух жиклеров.

В устройствах первого типа предусмотрен только один насос и один патрубок для подачи жидкости на жиклер. Всего в автомобиле устанавливается либо два, либо три (при наличии стекла двери задка) таких мотор-насоса — по одному на каждый жиклер.

Мотор-насос двунаправленного действия

Устройства второго типа, в свою очередь, тоже делятся на два вида:

  • Мотор-насосы однонаправленного действия;
  • Мотор-насосы двунаправленного действия.

Агрегаты однонаправленного действия не отличаются по конструкции от описанных выше, но в них могут устанавливаться более производительные насосы, работающие сразу на два патрубка либо на один патрубок с дальнейшим разветвлением одного потока на два. Агрегаты двунаправленного действия оснащаются насосом с двумя выходными патрубками, между которыми расположен клапан. Крыльчатка насоса может вращаться в обе стороны, подавая омывающую жидкость на клапан, который открывается и открывает путь то на один, то на другой патрубок. Такие мотор-насосы применяются в стеклоомывателях для ветрового и заднего стекол, при подаче на мотор напряжения с прямой полярностью жидкость подается на один патрубок и далее на жиклеры ветрового стекла, при подаче на мотор напряжения с обратной полярностью жидкость поступает во второй патрубок и далее на жиклер заднего стекла. В результате на автомобиль устанавливается только один мотор-насос, что снижает общую сложность и стоимость системы.

Монтаж интегрированных мотор-насосов осуществляется непосредственно на боковой стенке бачка для омывающей жидкости, обычно фиксация агрегата выполняется без метизов — только с помощью защелок или отдельных прижимных кронштейнов. Соединение насоса с бачком выполняется напрямую с помощью ответного патрубка или через короткий гибкий трубопровод. На выходной патрубок (патрубки) насоса надеваются трубопроводы арматуры омывателя, по которым жидкость поступает к жиклерам.

Устройство мотора омывателя с погружным насосом

Монтаж раздельных моторов стеклоомывателей выполняется на верхнюю часть погружного насоса с помощью нескольких винтов, вся эта конструкция с помощью резьбы большого размера (как резьбовая крышка) или иным способом устанавливается в бачок. Подключение арматуры омывателя осуществляется, как и в предыдущем случае, с помощью патрубков.

Моторы омывателя выполняются под различное напряжение бортовой электросети — 12 или 24 В. Подключение к соответствующей электрический цепи осуществляется двухклеммным разъемом типа "папа", расположенным на корпусе мотора или на вынесенном кабеле. Наиболее часто используются стандартные разъемы трех типов:

  • Разнесенные ножевые клеммы, каждая из которых соединяется с индивидуальным разъемом;
  • Двухклеммные разъемы с перпендикулярным (Т-образным) расположением ножевых клемм без юбок и иной защиты;
  • Двухклеммыне разъемы с параллельным расположением ножевых клемм и с пластиковой юбкой, в юбке может быть предусмотрен ключ для правильного подключения.

Разъемы первого типа наиболее часто используются на отечественных моторах раздельного типа и мотор-насосах некоторых легковых и грузовых автомобилей. Их подключение выполняется разъемами, закрепленными на проводниках.

Разъемы второго и третьего типа — это более современное решение, исключающее ошибочное подключение. В моторах с Т-образным расположением клемм в качестве ключа выступает сама ориентация клемм — установить разъем на них можно только в одном положении. В моторах с параллельными клеммами ключ выполняется на юбке — это штифт или шип, который входит в отверстие или паз в ответном разъеме.


Вопросы выбора и замены мотора омывателя

Стеклоомыватель автомобиля используется практически каждый день, поэтому работоспособность всех элементов данной системы важна для комфортной (а иногда и безопасной) эксплуатации автомобиля. При неисправности мотора омывателя этот узел необходимо проверить (обычно простые алгоритмы диагностики приведены в инструкции по эксплуатации автомобиля) и, если поломка неустранима, произвести его замену. Если транспортное средство еще на гарантии, то для замены следует выбирать мотор того же типа и каталожного номера, который был установлен ранее. Для других автомобилей вполне допустима установка моторов или мотор-насосов других типов — главное, чтобы они совпадали по установочным размерам, напряжению питания и производительности (чтобы создавался достаточный для обмыва стекла напор жидкости). Как правило, моторы продаются в комплекте с необходимыми сопряженными деталями (уплотнителями, винтами, патрубками и т.д.), но, если они отсутствуют — следует позаботиться об их покупке.

Замена моторов омывателей производится довольно просто, эта операция доступна каждому автовладельцу. Для демонтажа агрегата необходимо снять электрический разъем, отсоединить арматуру омывателя и демонтировать кронштейн (если он предусмотрен), либо вынуть погружной насос и снять с него мотор, выкрутив два или три винта. При демонтаже мотор-насосов, установленных на боковой стенке бачка, рекомендуется приготовить емкость для слива жидкости или заглушку (заглушки), с помощью которой будет закрыт выпускной патрубок.

Монтаж насоса выполняется в обратной последовательности, при этом необходимо следить за правильностью подключения арматуры стеклоомывателя к патрубкам насоса. На насосах двунаправленного действия патрубки для подачи жидкости на ветровое и заднее стекла обозначены разными цветами (обычно черным цветом — для лобового стекла, белым — для стекла двери задка), аналогичную окраску имеют и соответствующие трубопроводы. При подключении рекомендуется проверить мотор в работе и, если это необходимо, поменять трубопроводы местами.

При правильной замене мотора стеклоомыватель сразу начнет работать и в любой ситуации обеспечит чистоту стекла.



Назад
Яндекс.Метрика