Статьи

Главная » Статьи » Арматура омывателя: надежная работа стеклоомывателя автомобиля

Арматура омывателя: надежная работа стеклоомывателя автомобиля

В каждом современном автомобиле предусмотрена система очистки ветрового стекла — стеклоомыватель. Подача омывающей жидкости в системе осуществляется арматурой — все об этой важной части стеклоомывателя, ее типах, конструкции, комплектации, а также о верном выборе и ремонте арматуры читайте в статье.

Что такое арматура омывателя?

Простейшая арматура омывателя ветрового стекла

Арматура омывателя (соединительная арматура стеклоомывателя) — компонент системы обмыва стекол автомобиля: система трубопроводов и фитингов для подачи омывающей жидкости от бачка (насоса) к жиклерам (соплам) омывателя ветрового стекла, стекла двери задка и фар головного света.

Соединительная арматура объединяет все компоненты стеклоомывателя в единую герметичную систему и выполняет несколько функций:

  • Подача омывающей жидкости из бачка (с помощью насоса) к жиклерам, расположенным под или перед стеклом;
  • Распределение омывающей жидкости между жиклерами (если их количество более одного);
  • Обеспечение оптимальной компоновки элементов стеклоомывателя в подкапотном пространстве — трубопроводы различной длины позволяют размещать бачок с насосами в любом удобном месте, удаленном от жиклеров;
  • В некоторых автомобилях — очистка омывающей жидкости от механических загрязнений.

Арматура стеклоомывателя делает значительный вклад в безопасность управления транспортным средством: с ее помощью осуществляется бесперебойная подача омывающей жидкости для очистки стекло (ветрового и/или двери задка) и фар головного света от загрязнений, чем обеспечивается нормальный обзор и комфорт вождения. А так как стеклоомыватель используется практически каждый день, изношенная либо неисправная арматура должна быть как можно скорее заменена или отремонтирована. Но прежде, чем покупать новую арматуру омывателя, следует разобраться в ее устройстве и особенностях.


Конструкция, комплектность и особенности арматур омывателей

Стеклоомыватель ветрового стекла


Пластиковые штуцеры арматуры омывателя


Пластиковый тройник арматуры омывателя

Соединительная арматура делится на три группы по применимости:

  • Арматура омывателя ветрового (лобового) стекла;
  • Арматура омывателя стекла двери задка;
  • Арматура омывателя фар головного света.

Арматура всех типов для любых автомобилей строится по одинаковой схеме, обычно она содержит следующие элементы:

  • Шланги — эластичные резиновые и силиконовые, либо жесткие пластиковые или металлические трубопроводы для подачи омывающей жидкости от одних компонентов системы к другим;
  • Жиклеры (сопла) — основные элементы омывателя, обеспечивающие разбрызгивание жидкости на стекло;
  • Штуцеры — пластиковые или металлические трубки для соединения шлангов друг с другом и компонентами системы. Данные детали могут иметь обычное исполнение и исполнение в виде клипсы для пропуска трубопровода через отверстия в элементах кузова;
  • Тройники (разветвители) — пластиковые или металлические тройники, разделяющие поступающую от бачка омывающую жидкость на два или более потоков для жиклеров;
  • Уплотнительные втулки — резиновые втулки, обеспечивающие плотный монтаж трубопроводов на элементы кузова;
  • Пластиковые хомуты — самозатягивающиеся или зажимные хомуты для монтажа трубопроводов и иных компонентов системы на элементы кузова автомобиля;
  • В некоторых системах — встраиваемые в шланг компактные фильтры в виде втулок с сеткой, обратные клапаны и другие вспомогательные компоненты.

Система имеет простую конструкцию. К насосу бачка присоединен шланг, подающий жидкость к ветровому стеклу или к стеклу двери задка. В случае омывателя ветрового стекла на конце шланга располагается тройник, к которому присоединены два шланга с жиклерами. В случае омывателя заднего стекла используется только один шланг или трубопровод из нескольких коротких шлангов, питающий жиклер на задней двери. В обоих случаях система с помощью уплотнительных втулок и хомутов проведена по элементам кузова.

При этом возможны различные варианты соединения трубопроводов с насосом и жиклерами:

  • Прямое соединение с помощью штуцеров, выполненных на компонентах системы;
  • Соединение с помощью отдельных пластиковых фитингов — прямых или угловых штуцеров;
  • Соединение с помощью соединителей — дополнительных укороченных трубопроводов различной формы, которые соединяются со шлангами через штуцеры или напрямую.

В простейшем случае арматура стеклоомывателя содержит один подающий шланг, тройник и два шланга с жиклерами. В стеклоомывателях с функцией интенсивного обмыва эта система дублируется для подачи удвоенного количества жидкости на стекло. Более сложные системы содержат все (или практически всего) указанные выше компоненты. В том числе возможны и варианты с установкой дополнительного оборудования: встраиваемых в шланги сетчатых фильтров, предотвращающих засорение жиклеров мелкими частицами, и обратных клапанов, предотвращающих утечку жидкости из трубопроводов при отключении системы.

На некоторых автомобилях можно увидеть утепление арматуры — трубопроводы и фитинги оборачиваются теплоизолирующим материалом, который предотвращает чрезмерный нагрев трубопроводов во время работы двигателя, и замедляет остывание омывающей жидкости при остановленном двигателе. Однако массовое применение незамерзающей обмывающей жидкости делает утепление ненужным.

В целом, хотя стеклоомыватели и отличаются многообразием конструкций, их общее устройство довольно простое и понятное каждому автовладельцу. Поэтому и ремонт данной системы не доставляет проблем.


Вопросы правильного выбора, ремонта и замены арматуры омывателя

Детали арматуры подвергаются воздействию агрессивных жидкостей, перепадов температур (и низких температур, приводящих к замерзанию жидкости с порчей компонентов системы) и других негативных факторов, поэтому со временем могут возникать различные неисправности. Наиболее часто встречающиеся проблемы — трещины и разрывы трубопроводов, поломки фитингов, коррозия и засорение жиклеров. Устранить большинство неисправностей подручными средствами сложно и неэффективно (например, заплатка на шланге из изоленты довольно быстро вновь дает течь), поэтому проще и дешевле купить новую арматуру.

При выборе новых деталей для ремонта стеклоомывателя следует пользоваться каталогом запчастей для автомобиля, а если машина уже не на гарантии, то можно использовать любые подходящие по размерам и характеристикам компоненты. Например — шланги необходимой длины и такого диаметра, чтобы они плотно надевались (без хомута или с хомутом) на штуцеры, тройники и штуцеры подходящего диаметра и достаточной длины, и т.д. Главное здесь — чтобы арматура подходила к системе и обеспечивала нормальный обмыв стекла (стекол).

Выгодной с точки зрения затрат средств и времени может стать покупка универсальной арматуры или ремкомплекта омывателя, содержащего наиболее ходовые компоненты — трубопроводы, тройник и жиклеры. Благодаря стандартизации эти детали без труда можно устанавливать на автомобили практически всех марок и моделей. Хотя в некоторых случаях лучше использовать "родные" жиклеры — в отличие от шлангов и фитингов, эти детали не всегда имеют привлекательный дизайн или нужные установочные размеры.

Работы по демонтажу старой и установке новой арматуры следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию автомобиля. При замене деталей омывателя следует помнить о вспомогательных компонентах — уплотнительных втулках и хомутах. Без них арматуру будет невозможно зафиксировать на деталях кузова, что в скором времени может привести к ее новой поломке.

Обычно замена арматуры не имеет сложностей, но некоторые трудности могут возникнуть при замене арматуры омывателя стекла двери задка. Шланг этой системы пропущен под обшивкой крыши кузова (над дверьми), которую приходится частично разбирать. Для последующего монтажа могут потребоваться пистоны (клипсы или другой крепеж), поэтому о его покупке следует позаботиться заранее.

При выборе и ремонте арматуры в соответствии с рекомендациями, стеклоомыватель будет работать надежно и эффективно в любых условиях эксплуатации автомобиля.



Назад
Яндекс.Метрика