Статьи

Главная » Статьи » Шланг МАЗ охлаждения наддувного воздуха: важная деталь для надежной работы интеркулера

Шланг МАЗ охлаждения наддувного воздуха: важная деталь для надежной работы интеркулера

Во многих моделях грузовиков МАЗ используются турбированные двигатели с системой охлаждения наддувного воздуха (интеркулером). Важную роль в данной системе играют шланги и трубопроводы — об этих деталях, их назначении и конструктивных особенностях, а также об обслуживании и ремонте читайте в статье.

Система охлаждения наддувного воздуха и место шлангов в ней

Грузовые автомобили МАЗ довольно давно оснащаются дизельными двигателями с системой газотурбинного наддува, проще говоря — оборудованные турбокомпрессорами. Наличие наддува повышает мощность и эффективность двигателя с минимальным увеличением его сложности и стоимости. Однако наддув имеет и ряд недостатков, которые негативно сказываются на характеристиках силового агрегата. В частности, после прохождения турбокомпрессора воздух вследствие сжатия значительно нагревается (до 150-200°C), и при поступлении в цилиндры в худшую сторону изменяет характеристики сгорания горючей смеси. Для решения этой проблемы используется специальная система охлаждения наддувного воздуха, или интеркулер.

Автомобили МАЗ стали оборудоваться единой системой газотурбинного наддува и охлаждения наддувного воздуха с начала 2000-х годов, и сегодня ее имеет большинство актуальных моделей минских грузовиков. В МАЗах применяются наиболее простые охладители воздушного типа, в которых наддувочный воздух проходит через радиатор, охлаждаемый набегающим потоком воздуха.

В общем случае интеркулер автомобилей МАЗ устроен довольно просто. Его основу составляет воздушный радиатор, устанавливаемый перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. К радиатору подведено два трубопровода: подводящий — от турбокомпрессора (или турбокомпрессоров), подающий на радиатор горячий воздух, и отводящий — подающий охлажденный воздух от радиатора на впускной коллектор. Таким образом, нагнетаемый турбокомпрессором воздух поступает в радиатор, где охлаждается набегающим потоком воздуха, и поступает в цилиндры двигателя. На выходе из радиатора воздух имеет температуру не более 50-60°C.

Каждый трубопровод системы охлаждения наддувного воздуха состоит из трех основных частей — жесткой трубы и двух эластичных шлангов (патрубков). Шланги играют важную роль — они за счет своей эластичности компенсируют продольные и поперечные колебания трубопроводов, радиатора и других компонентов, обеспечивая герметичность системы. О шлангах расскажем более подробно.

Типы и устройство шланга охлаждения наддувного воздуха

В настоящее время в автомобилях МАЗ находят применение два типа шлангов, отличающихся материалом изготовления: резиновые и силиконовые. Первые изготавливаются из резины и имеют характерный черный цвет, вторые производятся из силикона и имеют красный или синий цвет (в зависимости от назначения). Однако оба типа шлангов имеют одинаковую конструкцию — это многослойный рукав, внутри которого в несколько слоев (от одного до четырех) проложен нитяной корд. Наличие корда и многослойность обеспечивают высокую прочность и долговечность шланга, что особенно важно при работе в жестких условиях (при воздействии вибраций и высоких температур, при попадании масла, топлива и т.д.).

Шланги отличаются по внутреннему диаметру и длине. По внутреннему диаметру шланги бывают трех типов — 53, 70 и 90 мм, длина шлангов может быть различной — 67, 80, 105, 150, 160, 180, 200, 205 и 230 мм. Патрубки малого диаметра используются на автомобилях с относительно маломощными двигателями и с одним турбокомпрессором (например, на МАЗ-4370 «Зубренок»), патрубки большего диаметра применяются на более мощных силовых агрегатах с двумя турбокомпрессорами.

В системе газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха используется четыре патрубка, их расположение следующее:

  • Два со стороны радиатора;
  • Один со стороны турбокомпрессора;
  • Один со стороны впускного коллектора.

Монтаж патрубков осуществляется хомутами. Обычно каждое из четырех соединений выполняется шлангом определенного типа, имеющим ту или иную длину и диаметр. Для правильной установки шланги имеют маркировку, а силиконовые шланги отличаются цветом:

  • На впускном трубопроводе (от турбокомпрессора) — красного цвета («горячие»);
  • На выпускном трубопроводе (на впускной коллектор) — синего цвета («холодные»).

Цветовая маркировка снижает вероятность ошибок и позволяет выполнять ремонт или замену шлангов быстрее и надежнее.

Вопросы обслуживания и ремонта шлангов интеркулера МАЗ

Шланги являются наиболее простыми и надежными деталями системы охлаждения наддувочного воздуха, поэтому практически не нуждаются в обслуживании. Лишь периодически следует проверять надежность их крепления (следить, нет ли утечек воздуха под хомутами) и их целостность. Проверка проводится при каждом сезонном техническом обслуживании одновременно с осмотром турбокомпрессоров и других деталей системы.

При обнаружении трещин, разрывов и других повреждений шланги следует заменить. Для выполнения этой работы достаточно снять хомуты, удерживающие шланг, убрать деталь, прочистить трубопроводы и места крепления шланга, и установить новый шланг. При этом следует проверить хомуты, если они не обеспечивают необходимой надежности монтажа, то необходимо использовать новый крепеж. На замену необходимо использовать шланг того же типа, диаметра и длины, что и старый.

При регулярном осмотре и правильном ТО система газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха вашего автомобиля МАЗ будет работать надежно и эффективно, обеспечивая высокие технические характеристики силового агрегата в любых условиях.



Назад
Яндекс.Метрика