Статьи

Главная » Статьи » Провод АКБ: первое звено электросистемы автомобиля

Провод АКБ: первое звено электросистемы автомобиля

Провод АКБ - первое звено на пути тока от аккумулятора к электросистсеме автомобиля

В автомобиле присутствует аккумуляторная батарея, которая подключается к электросистеме специальными кабелями — проводами АКБ. О том, что такое провод АКБ, чем он отличается от других проводов, как устроен и какие имеет характеристики, а также о выборе и замене этих изделий — читайте в данной статье.

Назначение и функции провода АКБ

Провод АКБ (провод аккумуляторной батареи, пусковой провод, стартерный провод) — группа кабельных изделий для применения в силовых электрических цепях транспортных средств; кабель большого сечения с клеммами или наконечниками на концах, предназначенный для подачи тока от аккумуляторной батареи (АКБ) на электрический стартер и к прочим компонентам автомобильной электрической системы.

В любом автомобиле самый мощный потребитель тока — электрический стартер, который при запуске силового агрегата может потреблять от АКБ ток вплоть до 1000 А, что создает немало трудностей. Для передачи таких токов с минимальными потерями и со снижением вероятности коротких замыканий используются специальные компоненты — провода АКБ большого сечения.

Провода АКБ в автомобилях выполняют три функции:

  • Обеспечивают питание электростартера при пуске силового агрегата с минимальными потерями мощности;
  • Питание маломощных потребителей (аудиосистемы, приборов освещения, сигнализации и т.д.) при остановленном моторе;
  • Подача зарядного тока от электрогенератора на АКБ при работающем силовом агрегате.

Провода АКБ — детали, критически важные для нормального функционирования двигателя и других систем автомобиля. Кроме того, от состояния проводов зависит не только возможность нормальной эксплуатации автомобиля, но и электрическая безопасность. Поэтому данные провода при любых повреждениях и при значительном износе должны заменяться на новые. Сделать верный выбор новых проводов АКБ поможет информация об этих изделиях — их типах, конструкции и характеристиках.


Типы и конструкция аккумуляторных проводов

Перемычка для соединения двух АКБ
Перемычка для соединения двух АКБ



Провод АКБ плюс с защитой клеммы
Провод АКБ плюс с защитой клеммы



Провод АКБ с двумя кольцевыми наконечниками
Провод АКБ с двумя кольцевыми наконечниками

Сразу необходимо указать, что к аккумуляторным проводам относят кабельную продукцию нескольких типов:

  • Стартерные (они же пусковые) провода АКБ;
  • Вспомогательные провода АКБ для подключения мощных потребителей тока;
  • Провода для подключения массы;
  • Перемычки.

В любом автомобиле с электрической системой пуска двигателя обязательно присутствуют стартерные (пусковые) провода, с помощью которых ток от АКБ подается напрямую на стартер. Также всегда есть провода для подключения массы, которые используются для соединения двигателя и кузова транспортного средства с минусовой (как правило) клеммой АКБ. Перемычки применяются для объединения двух и более батарей для получения повышенного напряжения (например, для соединения двух батарей по 12 В для получения 24 В). А вспомогательные провода используются в тех случаях, когда на транспортном средстве установлены мощные потребители тока — аудиосистемы, лебедки и другие.

Устройство проводов АКБ зависит от их типа и назначения. Пусковые (стартерные) провода — это многожильный медный провод сечением от 16 кв. мм и более, помещенный в изоляцию из полимерных материалов, и оснащенный двумя концевыми клеммами. Изоляция может быть одно- или многослойной, чаще всего используются ПВХ, полиэтилен, резина и другие полимеры с высокой диэлектрической проницаемостью. Обычно (но не всегда) изоляция окрашивается в соответствии с назначением провода: плюсовой провод — красный или коричневый, минусовой — черный или синий.

Пусковые провода АКБ оснащаются клеммами двух типов:

  • Со стороны АКБ — клемма, соответствующая стандарту аккумуляторных клемм;
  • Со стороны стартера или массы — кольцевая клемма (типа "О") для монтажа с помощью винта или болта.

Для присоединения к АКБ наиболее часто используются накидные клеммы с зажимом под европейские (17,9 и 19,5 мм), японские (13,0 и 14,7 мм) и азиатские (11,1 и 12,7 мм) конусные клеммы. Подробнее о существующих клеммах АКБ и их характеристиках вы можете узнать в соответствующей статье на нашем сайте. Концевые клеммы изготавливаются из свинца и его сплавов (наиболее простые и дешевые, а потому распространенные варианты), латуни и меди без покрытия или с оловянным, оловянно-висмутовым либо свинцовым покрытием. Часто для защиты клемм используются пластиковые крышки, предотвращающие попадание воды, пыли и загрязнений. Крышки окрашиваются в красный и черный/синий цвет и имеют маркировку "+" и "-" для идентификации расположенных под ними клемм.

Для присоединения к стартеру, двигателю, кузову и другим элементам используются кольцевые клеммы под монтаж винтом/болтом. Такие клеммы могут быть штампованными или изготавливаться из металлической трубки плющением с последующим сверлением отверстия. Клемма монтируется на конце провода обжимом, место монтажа дополнительно может изолироваться с помощью термоусадочной трубки (кембрика).

Данные провода АКБ делятся на плюсовые и минусовые, они имеют различную длину, оснащаются различными концевыми клеммами (отличаются диаметром). Провода могут иметь дополнительные отводы от концевых клемм со стороны АКБ: у минусовых — провод для подключения к двигателю, у плюсовых — для питания различных маломощных и мощных потребителей.

Перемычки имеют аналогичную конструкцию, однако они с обеих сторон имеют концевые клеммы "+" и "-" накидного типа, кольцевые или другие в соответствии с типами клемм соединяемых АКБ. А вспомогательные провода АКБ могут либо вовсе не оснащаться клеммами (один конец заделывается в клемму основного провода), либо иметь клеммы кольцевого или иного типа.


Провод массы типа 'косичка'
Провод массы типа "косичка"

Массовые провода бывают двух конструктивных типов:

  • Обычные многожильные с полимерной изоляцией;
  • В виде оплетки ("косички") без изоляции.

В первом случае конструкция проводов аналогична описанной выше. Во втором случае провод выполнен в виде гибкой оплетки ("косички") из неизолированных медных проводов малого сечения. В обоих случаях на проводах располагаются концевые клеммы типа "О" для монтажа винтом.


Основные характеристики проводов АКБ

Провод АКБ минус со клеммой
Провод АКБ минус со клеммой

Основные характеристики проводов АКБ — сечение по токопроводящей жиле и длина. Также с этими характеристиками напрямую связаны электрическое сопротивление провода и максимальный ток, который провод может пропустить без разрушения.

В соответствии с действующим стандартом ГОСТ Р 54120-2010, в проводах, соединяющих АКБ с обмоткой электростартера, падение напряжения в момент пуска двигателя не должно превышать 2 В при токе 1000 А. Чтобы соответствовать этому требованию, провода должны обладать малым сопротивлением при пропускании больших токов, это возможно только при повышении его сечения и уменьшении длины. Как показывает практика, достижение требований стандарта обеспечивается при сечении провода от 16 кв. мм — именно такое минимальное сечение имеет большинство проводов АКБ. Максимальное сечение проводов может достигать 80 кв. мм.

С целью снижения сопротивления длина аккумуляторных проводов выбирается такой, чтобы ее в точности хватало для соединения батареи со стартером и массой, а также соединения других элементов системы. Длина проводов лежит в пределах от десятка сантиметров (провода массы, перемычки), до 40-60 см (пусковые провода).

Что касается максимального тока, то для штатных проводов АКБ эта характеристика не важна и обычно ее не учитывают. Но если речь идет о проводах для подключения нештатного силового оборудования, то чаще всего используется система "калибров" Ga, в соответствии с которой подбираются провода под действующие токи. В статье речь идет только о штатных проводах, поэтому данная система здесь не рассматривается.


Как выбрать и выполнить монтаж провода АКБ

Провода АКБ постоянно подвергаются различным негативным воздействиям: высоким токам, вибрации и ударам, попаданию воды, масел и других технических жидкостей, перепадам температур и т.д. Все это приводит к ухудшению характеристик изоляции и разрушению токопроводящей жилы провода, и, как результат — к повышению сопротивления и снижению надежности изделия. Такие провода ухудшают характеристики системы запуска двигателя и могут стать причиной поломки, поэтому требуют замены.

На замену следует брать провода АКБ тех же типов, что были установлены на автомобиле ранее, особенно, если ТС еще на гарантии. Также можно использовать и нештатные провода, однако они должны иметь не меньшее сечение, чем штатные, оборудоваться такими же типами клемм и, если это необходимо, комплектоваться вспомогательными проводами и иными компонентами. При подключении к АКБ мощных нештатных потребителей, следует выбирать провода в соответствии с протекающими по цепям токами по системе "калибров" Ga.

Монтаж проводов следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства. Обычно провода легко демонтируются благодаря конструкции клемм, но в ряде случаев клеммы со стороны стартера и массы окисляются и "прикипают", поэтому для их демонтажа может потребоваться обработка винтов/болтов специальными составами. Перед монтажом провода клеммы на АКБ и других компонентах следует очистить от загрязнений и зачистить шкуркой/напильником. После монтажа клеммы можно обработать консистентной смазкой для защиты от коррозии. Если провод подобран и заменен правильно, то система запуска двигателя и вся электросистема будет надежно работать в различных условиях.



Назад
Яндекс.Метрика