Главная » Статьи » Лампа контрольная: основа световой индикации и сигнализации автомобиля

Лампа контрольная: основа световой индикации и сигнализации автомобиля

В любом транспортном средстве предусмотрена приборная панель и световые индикаторы, сообщающие водителю о работе агрегатов или поломках. В качестве таких индикаторов используются контрольные лампы — все об этих приборах, их типах и конструкции, а также о выборе и замене ламп читайте в данной статье.

Что такое контрольная лампа?

Контрольная лампа (сигнальная лампа) — лампа на приборной панели транспортного средства, выполняющая функции индикатора работы (включения/отключения) систем, отдельных агрегатов или узлов, либо сигнализирующая о нарушении режима их работы или неисправности.

В автомобиле, тракторе и любой другой современной технике множество систем и агрегатов, требующих от водителя постоянного контроля. Водитель должен знать, какие из этих систем в данный момент работают, и своевременно получать сигнал о нарушении их работы или неисправности. Все это реализуется с помощью простых устройств — контрольных (сигнальных) ламп, расположенных на приборной панели.

Контрольные лампы выполняют в транспортных средствах несколько функций:

  • Индикация включения систем и отдельных агрегатов — световых приборов, указателей поворота, аварийной сигнализации, блокировки дифференциалов, нитей накала в цилиндрах, повышающих и понижающих передач, активных систем безопасности, включения рабочих органов и оборудования, и т.д.;
  • Предупреждение о некорректной работе и/или не использовании водителем и пассажирами отдельных систем или устройств — перегрев двигателя, не пристегнутый ремень безопасности, превышение рекомендованной скорости и т.д.;
  • Предупреждение о неисправности систем и агрегатов — отсутствие заряда АКБ, резкое падение давления масла в двигателе, неисправности двигателя и другие.

Неисправность контрольных ламп может привести к негативным последствиям, поэтому данные световые приборы необходимо своевременно заменять. Но прежде, чем идти в магазин за новой лампой, следует разобраться в их существующих типах и особенностях.


Типы, конструкция и функционал контрольных ламп

Блок контрольных ламп
Блок контрольных ламп

Используемые сегодня контрольные лампы можно разделить на три основных типа по конструкции и месту установки:

  • Лампы с индивидуальными фонарями;
  • Лампы без фонарей для установки в комбинацию приборов;
  • Лампы без фонарей для установки в блоки контрольных лампы.

Классическим решением, которое все еще популярно на многих автомобилях, является лампа с фонарем. Данный прибор состоит из основания, в котором располагается патрон для лампы и клеммы для подключения к электрической цепи, лампы того или иного типа, и корпуса фонаря с цветным стеклом ("глазком") с пиктограммой или без нее. Корпус фонаря может быть металлическим или пластиковым. Лампа в сборе монтируется в соответствующее отверстие в приборной панели.

Лампы без фонарей для установки в комбинацию приборов состоят из двух деталей — цоколя и собственно лампы. Данный прибор устанавливается в комбинацию приборов, на которой предусмотрены соответствующая монтажная панель и прозрачная цветная пиктограмма. Такие лампы сегодня широко используются в легковых и грузовых автомобилях, а также в тракторах и иной технике с собранной в единый блок комбинацией приборов.

Лампы без фонарей для установки в блоки контрольных ламп в общем случае тоже состоят из цоколя и лампы. Несколько таких ламп собираются в блоки с несколькими пиктограммами. Блок контрольных ламп может монтироваться на приборную панель, в комбинацию приборов или в другом удобном месте салона/кабины.

Контрольная лампа в сборе с фонарем
Контрольная лампа в сборе с фонарем



Контрольная лампа панели приборов
Контрольная лампа панели приборов



Светодиодные контрольные лампы
Светодиодные контрольные лампы

Основу любой контрольной лампы составляет электрический источник света одного из двух типов:

  • Лампа накаливания;
  • Светодиод.

Все эти приборы могут быть на 6, 12 и 24 вольта, обычно они маломощные (не более 1,5-2,5 Вт) и компактные. При этом они могут иметь различные конструктивные особенности:

  • В лампах накаливания — две спирали с различной светоотдачей. Такие лампы используются в индикаторах двух состояний — со слабой и сильной подсветкой, которые свидетельствуют о различных режимах работы системы или механизма;
  • В светодиодах — две светоизлучающих зоны разных цветов, их назначение аналогично лампам с двумя нитями;
  • Цветной баллон — окрашивание лампы в зеленый, красный, синий или желтый (оранжевый, янтарный) цвет.

Конструктивно контрольные (сигнальные) лампы относятся ко 2-й группе автомобильных осветительных приборов, сюда же относятся лампы подсветки, габаритов, указателей поворота и т.д. В данную группу входят лампы c цоколями нескольких типов:

  • Штифтовые цоколи — тип T (T4W), R (R5W, R10W);
  • Резьбовые цоколи — тип E (E5, E10), сегодня практически не применяется;
  • Стеклянные цоколи — тип W (W1.2W, W3W, W5W);
  • Стеклянные цоколи с пластиковым патроном.

Светодиодные лампы для простоты монтажа оснащаются пластиковыми патронами, которые либо имитируют конструкцию стеклянного цоколя, либо имеют стандартные клеммы для установки в монтажную панель.

Используемые в транспортных средствах и автотракторной технике лампы накаливания для сигнализации и индикации должны соответствовать различным стандартам, в том числе ГОСТ 2023.1-88 (МЭК 809-85) и некоторым другим. Светодиодные автомобильные лампы регламентируются документом ГОСТ Р 55705-2013. Кроме того, все лампы должны отвечать требованиям стандартов, регламентирующих технические характеристики, состояние и требования безопасности транспортных средств.


Как правильно подобрать, заменить и отремонтировать контрольную лампу

Контрольные (сигнальные) лампы, как и другие электрические приборы, обладают ограниченным ресурсом и могут выходить из строя по различным причинам. Перегоревшую лампу необходимо как можно скорее заменить, иначе эксплуатация транспортного средства может стать некомфортной или даже опасной.

На замену следует брать лампу того же типа и с теми же электрическими характеристиками, что была установлена ранее. Характеристики лампы обычно нанесены на ее цоколе и указаны в инструкции по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Использовать лампы на меньшее напряжение запрещено, так как они будут работать с перенакалом и быстро выходить из строя. При этом допустимо менять лампы накаливания на светодиодные, главное — чтобы они подходили по цоколю и электрическим параметрам.

В некоторых случаях может потребоваться замена не только лампы, но и ее фонаря или отдельно пиктограммы. На многих автомобилях, тракторах и иной технике широко используются стандартные лампы с фонарями и сменными пиктограммами, что облегчает их выбор и замену. Для некоторых легковых автомобилей придется использовать "родную" лампу со своими размерами и конфигурацией корпуса.

Замена контрольной лампы сводится к демонтажу старого прибора и монтажу нового — эту работу необходимо выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту автомобиля. Если меняется лампа с фонарем, установленная в панели отдельно от других приборов, то весь процесс замены сводится к выемке фонаря, который удерживается в панели корпусными пружинами (защелками), его разборке, установке новой лампы и сборке в обратном порядке. При необходимости замены всего фонаря его следует вынуть, отсоединить электрический разъем (разъемы), и установить новый прибор в обратном порядке.

Если необходимо заменить лампу в комбинации приборов или в блоке контрольных ламп, то придется выполнять полную или частичную разборку этих устройств, устанавливать новую лампу, а затем выполнять обратную сборку. В некоторых автомобилях такой ремонт довольно сложен и требует больших затрат времени, поэтому его лучше доверять специалистам. В сервисный центр необходимо обратиться и в том случае, если транспортное средство еще на гарантии.

Все ремонтные работы должны выполняться на обесточенном автомобиле (следует снять клемму с аккумулятора), при монтаже ламп необходимо следить за правильностью их установки и целостностью изоляции проводов. При верном подборе лампы и правильной ее замене водитель будет иметь всю необходимую информацию о состоянии автомобиля и его отдельных систем.



Назад
Яндекс.Метрика