Главная » Статьи » Арка колеса: защита и надежная работа колес автомобиля

Арка колеса: защита и надежная работа колес автомобиля

В кузове любого современного автомобиля найдется несколько деталей, образующих ниши для колес — колесные арки. Все, что вы хотели узнать о колесных арках, их типах, конструкции и особенностях, а также о верном выборе, ремонте и техобслуживании данных компонентов кузова, можно прочесть в этой статье.

Что такое арка колеса

Арка колеса — элемент кузова колесных транспортных средств; цельная или составная деталь в виде арки, образующая открытую с наружной стороны нишу для размещения колеса и связанных с ним деталей подвески.

Кузов современного автомобиля состоит из нескольких десятков стальных штампованных деталей, каждая из которых выполняет свой круг функций — защитных, прочностных, декоративных и других. Часть деталей находится на виду — крыша, стойки, капот и крышка багажника, крылья и т.д. А некоторые детали скрыты от глаз, однако от этого их важность нисколько не снижается. К числу таких компонентов относятся и колесные арки.

Конструкция кузова автомобиля и место колесных арок в нем
Конструкция кузова автомобиля и место колесных арок в нем

На арки колес возлагается несколько функций:

  • Образование ниши, защищающей колеса и детали подвески от механических повреждений;
  • Защита внутренних компонентов автомобиля от загрязнений и повреждений вылетающими из-под колеса камнями;
  • В сопряжении с другими кузовными деталями — обеспечение необходимой жесткости кузова;
  • Защита пешеходов травмирования колесами (выступают в роли защитного кожуха);
  • В некоторых автомобилях — общий вклад в дизайн кузова.

В процессе эксплуатации автомобиля колесные арки подвергаются воздействию воды, грязи, перепадов температур, антигололедных реагентов и других негативных факторов. Все это приводит к развитию очагов коррозии и разрушению деталей, а значит — к необходимости их ремонта или замены. Но прежде, чем приобретать и устанавливать новые арки, следует разобраться в их конструкции и особенностях.


Типы, конструкция и особенности колесных арок

В автомобильных кузовах используются арки двух типов, отличающихся конструкцией:

  • Цельноштампованные;
  • Составные.
Сплошная колесная арка автобуса
Сплошная колесная арка автобуса



Кожухи (подкрылки, брызговики) колесных арок
Кожухи (подкрылки, брызговики) колесных арок

Цельноштампованная арка — это единая деталь, которая при монтаже в кузов образует нишу для колеса. Обычно такие арки используются в автобусах, цельнометаллических фургонах и других аналогичных транспортных средствах. Внешней стороной арка монтируется к боковине кузова или крылу, а внутренней — к полу салона.

Составные арки — это две или большее число деталей, которые образуют нишу для колеса при соединении друг с другом и с кузовными деталями. В такой конструкции колесной аркой обычно называется внутренняя деталь, расположенная со стороны подвески колеса. В качестве второй части арки может выступать боковина кузова, крыло или специальная полукруглая (как правило) деталь, приваренная к боковине/крылу. Во всех случаях (за редкими исключениями) детали соединяются друг с другом и сопряженными элементами кузова точечной сваркой.

Колесные арки бывают передними и задними, причем передние арки часто называются брызговиками колес, так как они защищают моторный отсек и переднюю часть кузова от вылетающих из-под колес воды и грязи. В легковых автомобилях передние и задние арки чаще всего составные, изготавливаются из двух деталей, либо из внутренней части арки и боковины кузова или крыла. В коммерческих и многих грузовых автомобилях (микроавтобусах и цельнометаллических фургонах) передние арки, расположенные в кабине, выполняются составными, а задние — цельноштампованными. В автобусах чаще всего все четыре арки являются цельноштампованными.

Независимо от конструкции и назначения, арки изготавливаются методом холодной штамповки из листового стального проката (обычная углеродистая сталь) небольшой толщины (чаще всего не более 0,8 мм). На арках выполняются технологические и монтажные отверстия (под стойку колеса, выводы проводов и тросов, и т.д.), разнообразные ниши и углубления, а также ребра жесткости, предотвращающие деформацию детали при движении транспортного средства по неровностям (вследствие возникающих при этом изгибающих и скручивающих нагрузок). Для повышения устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды арки имеют антикоррозийное покрытие — это может быть цинкование, порошковые покрытия или комбинация нескольких средств.

Следует отметить, что колесные арки часто дополняются защитными и декоративными компонентами. К защитным относятся так называемые подкрылки (локеры или защиты арок) — пластиковые или прорезиненные детали, повторяющие форму внутренней поверхности ниши колеса. Подкрылки монтируются внутрь арки с помощью заклепок или специальных винтов и обеспечивают защиту металла от коррозии, загрязнения и износа вследствие абразивно-пескоструйного эффекта (песком, грязью и камнями, вылетающими из-под колеса). Со временем подкрылки изнашиваются, деформируются, трескаются или полностью разрушаются, но заменить их значительно проще и дешевле, чем полностью менять арку или ее часть.

К декоративным деталям относятся различные накладки из пластика или металла, которые монтируются по периметру колесной арки на наружной стороне кузова. Зачастую накладки являются продолжением молдингов или иных декоративных компонентов, украшающих пороги, двери, крылья или боковины кузова автомобиля. Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков такой декоративной деталью выступает наружная часть колесной арки.


Как правильно подобрать и заменить колесную арку

Внутренняя панель колесной арки современного легкового автомобиля
Внутренняя панель колесной арки современного легкового автомобиля

Колесные арки, как и днище кузова — детали, наиболее подверженные негативным воздействиям окружающей среды. Именно с этих деталей начинается коррозия и разрушение кузова, что влечет за собой ухудшение внешнего вида автомобиля, а при продаже — еще и снижение его стоимости. Кроме того, арки колес чаще всего страдают даже при незначительных столкновениях, они деформируются и в большинстве случаев уже не подлежат восстановлению. При деформациях и критической коррозии арки необходимо менять.

На замену следует брать только те детали, которые подходят для данного конкретного кузова. Работы по замене колесных арок требуют выполнения сложных операций с применением режущего и сварочного оборудования, а также последующей покраски, поэтому их рекомендуется доверять специалистам.

Однако любому автовладельцу доступны работы по замене подкрылков и декоративных накладок, а также по защите арок от коррозии и износа. В процессе эксплуатации транспортного средства необходимо следить за состоянием подкрылков, и при их износе или поломке выполнять замену. Обычно эта работа сводится к выворачиванию и вворачиванию нескольких винтов, реже — к срезанию и установке нескольких заклепок (чаще всего пистонов), однако в последнем случае необходимо использовать специальный инструмент. Перед установкой нового подкрылка необходимо промыть арку, осмотреть ее, зачистить и обработать специальными составами очаги коррозии, а лишь затем приступать к монтажным работам. Замена декоративных накладок на арки производится аналогичным образом.

Для защиты арок от коррозии рекомендуется использовать специальные составы — битумные мастики. Эти составы наносятся на вымытую и сухую поверхность металла кистью или пульверизатором, после высыхания они приобретают высокую прочность, защищая металл от воды, реагентов, грязи и т.д. Защиту можно обеспечить и установкой подкрылков, благо, сегодня на рынке можно найти эти детали практически для всех марок автомобилей. Правда, при монтаже подкрылков на автомобиль, где они не были предусмотрены с завода, придется выполнять сверление арок под саморезы или пистоны. Места сверлений необходимо подбирать обдуманно, чтобы не повредить сопряженные детали и не ухудшить прочностные качества арки.

При верном выборе и профессиональной замене колесные арки будут обеспечивать необходимую защиту колес и привлекательный внешний вид автомобиля. А при регулярном обслуживании эти детали долгие годы не будут служить источником головной боли и лишней статьей расходов автовладельца.



Назад
Яндекс.Метрика