Главная » Статьи » Блок цилиндров ММЗ: прочная основа минских дизелей

Блок цилиндров ММЗ: прочная основа минских дизелей

Основу всех дизелей Минского моторного завода, как и других современных поршневых двигателей, составляет литая деталь — блок цилиндров. Все о блоках цилиндров моторов ММЗ, их конструкции, типах и применяемости, а также о верном выборе этой детали и выполнении ремонта читайте в представленной статье.

Что такое блок цилиндров ММЗ?

Блок цилиндров ММЗ — основная корпусная деталь поршневых двигателей внутреннего сгорания (дизелей) производства Минского моторного завода (ММЗ); монолитная чугунная отливка, в которой размещаются все цилиндры, а также основная масса деталей и навесного оборудования силового агрегата.

Двигатель ММЗ
Двигатель ММЗ

ПО "Минский моторный завод" выпускает несколько линеек дизельных двигателей, которые поставляются на "Минский тракторный завод", многие отечественные тракторные и автозаводы (ГАЗ, ПАЗ), предприятия по производству комбайнов и иной техники. Силовые агрегаты строятся по классической схеме — все они рядные, с вертикальным расположением цилиндров и нижним распредвалом. Основу двигателя составляет блок цилиндров, на который возлагается несколько функций:

  • Является основной сборочной единицей, на которую устанавливаются все (или почти все) агрегаты двигателя;
  • Вмещает в себя каналы систем охлаждения и смазки;
  • Обеспечивает необходимую жесткость всей конструкции, ее устойчивость к механическим и тепловым нагрузкам;
  • Служит корпусной деталью, обеспечивающей правильность установки цилиндров, валов и других деталей, а также и их защиту от негативных воздействий окружающей среды.

В процессе эксплуатации двигателя блок подвергается значительным нагрузкам, что приводит к потере его основных характеристик, износу и повреждениям. При значительных повреждениях или по истечению ресурса двигатель подвергается капитальному ремонту с заменой блока цилиндров и других деталей. Для надежного восстановления силового агрегата необходимо правильно подобрать блок — чтобы сделать верный выбор, следует сначала разобраться в конструкции, типах и применяемости блоков цилиндров ММЗ.


Общее устройство блока цилиндров двигателей ММЗ

Сборочные единицы блока цилиндров двигателей ММЗ
Сборочные единицы блока цилиндров двигателей ММЗ

Все моторы ММЗ строятся на принципиально одинаковых по конструкции блоках цилиндров, доработанных под конкретные силовые агрегаты.

Блок цилиндров — единая жесткая чугунная отливка, в которой выполнены различные элементы:

  • Вертикальные расточки под установку гильз;
  • Поперечные перегородки с приливами для опор коленчатого вала и их крышек (также они выполняют функции ребер жесткости);
  • Продольный (главный) и ряд поперечных масляных каналов;
  • Каналы и полости для циркуляции охлаждающей жидкости;
  • Расточки в поперечных перегородках под монтаж распределительного вала;
  • Кронштейны, выступающие в качестве опоры двигателя;
  • Привалочные поверхности для монтажа других узлов, механизмов и агрегатов — головки блока цилиндров, водяной помпы, масляного насоса, масляного и топливного фильтров, щита распределения и других;
  • Кронштейны или приливы для монтажа навесных агрегатов — генератора, электростартера, компрессора и других;
  • Резьбовые отверстия для ввертывания крепежа — шпилек, болтов, винтов, рым-болтов и т.д.

При изготовлении блока в нем формируются поперечные перегородки (их на одну меньше числа цилиндров), в которых формируются опоры под коленчатый и распределительный валы. Опоры коленвала и их крышки обрабатываются заодно, поэтому при дальнейшей эксплуатации двигателя крышки нельзя менять местами.

В вертикальные расточки устанавливаются чугунные гильзы, которые центрируются верхним и нижним поясами. В верхнем поясе гильза удерживается буртом, а в нижнем уплотнение обеспечивается двумя резиновыми кольцами. При монтаже гильз между их стенками и стенками блока формируются каналы водяной рубашки, по которым циркулирует охлаждающая жидкость.

Коленчатый вал укладываются в свои опоры через вкладыши, к опорам через соответствующие каналы подается масло. Также масляные каналы подводятся к верхним частям промежуточных опор, где монтируются форсунки для разбрызгивания масла под поршни (с целью их охлаждения). В отверстия под монтаж распределительного вала впрессованы стальные втулки.

Насосы и другие агрегаты монтируются на специально подготовленные (выровненные и отполированные) привалочные поверхности через прокладки. Для монтажа ГБЦ и других агрегатов в блоке предусмотрены резьбовые отверстия под шпильки и болты.

Блоки цилиндров ММЗ поступают в продажу в минимальной комплектации — обычно они имеют только крышки опор коленчатого вала вместе с крепежом (шпильками и гайками) и втулки под распределительный вал. Но в зависимости от модификации двигателя новые блоки могут иметь дополнительные детали — разного рода заглушки и крышки, рым-болты, втулки и другие. Гильзы в комплекте с блоками не идут. Для защиты детали от коррозии и негативных воздействий окружающей среды наружные поверхности окрашиваются, а обработанные привалочные поверхности покрываются слоем консистентной (пластичной) смазки.


Типы и применяемость блоков цилиндров ММЗ

Головка блока цилиндров Д-260
Головка блока цилиндров Д-260

В настоящее время Минским моторным заводом выпускается шесть основных линеек дизельных двигателей:

  • Четырехцилиндровые Д-242, Д-243, Д-244, Д-245;
  • Шестицилиндровые Д-260;
  • Трехцилиндровые MMZ-3LD/LDT.

Также в разное время выпускались моторы Д-240 (все еще широко распространены на тракторах МТЗ-80/82 и многих автомобилях), Д-241 и Д-248 (моторы пониженной мощности). Дизели ММЗ имеют экологический класс от Евро-0 до Евро-4, выпускаются во множестве модификаций с различными характеристиками и применяемостью (например, каждый из агрегатов Д-245 и Д-260 представлен более чем в двух десятках модификаций различной мощности, экологических классов и т.д.).

Все эти двигатели строятся на базе принципиально одинаковых блоков, которые дорабатываются в соответствии с характерными особенностями конкретной модификации агрегата. На двигатели устанавливаются следующие блоки цилиндров:

  • Для двигателей Д-240, Д-242 и Д-243 всех модификаций;
  • Для двигателей Д-245 классов Евро-0 – Евро-2;
  • Для двигателей Д-245 класса Евро-3;
  • Для двигателей Д-245 класса Евро-4;
  • Для двигателей Д-260 различных модификаций и экологических классов;
  • Для двигателей MMZ-3LD/LDT.

При этом блоки для четырехцилиндровых двигателей представлены в двух модификациях:

  • С тремя втулками под распределительный вал (в передней и задней торцевых стенках и в средней перегородке блока);
  • С пятью втулками под распределительный вал (в торцевых стенках и поперечных перегородках блока).

Большинство модификаций двигателей Д-245 и Д-260 комплектуются одинаковыми блоками, однако они могут отличаться некоторыми деталями — наличием или отсутствием привалочных поверхностей под то или иное оборудование, различное расположение крепежных элементов, различная комплектация и т.д. Все это следует учитывать при подборе блока для капитального ремонта или сборка мотора.


Вопросы выбора, ремонта и обслуживания блоков цилиндров ММЗ

При необходимости выполнения капитального ремонта или новой сборки дизеля ММЗ в первую очередь следует сделать верный выбор блока цилиндров. Здесь следует исходить из модели и модификации силового агрегата, и именно под него брать блок. Для большинства старых и некоторых актуальных модификаций двигателей (Д-240, Д-242, Д-243) используются одинаковые блоки, поэтому подобрать их несложно. Однако следует учитывать количество опор распределительного вала. Исключение составляют некоторые модификации двигателей Д-243 для тракторов ЮМЗ — их блоки обладают определенными особенностями крепежа, поэтому не подходят для тракторов МТЗ и иной техники.

Для актуальных модификаций двигателей Д-245 и Д-260 выпускается несколько типов блоков под различные экологические классы и применяемость. Например, блоки для моторов Д-245 под установку на актуальные модели тракторов МТЗ и некоторые автомобили отличаются конструкцией и расположением опор, и другими деталями. Так что перед покупкой блока следует определить его конкретную модификацию, в противном случае могут возникнуть проблемы с монтажом оборудования или установкой всего агрегата на раму.

Под блок цилиндров следует подбирать все остальные детали — гильзы, валы, навесное оборудование, ГБЦ и другие. Вкладыши коленвала, гильзы и некоторые другие детали необходимо подбирать под тот или иной размер. Например, гильзы хотя и предназначены для поршней диаметром 110 мм (87 мм в трехцилиндровых моторах), но выпускаются трех размерных групп — "Б" (большая, +0,04-0,06 мм к диаметру), "С" (средняя, +0,02-0,04 мм к диаметру) и "М" (малая, +0,02 мм к диаметру). Это же относится к вкладышам коренных опор коленвала и шатунных шеек.

Сборка двигателя должна выполняться по указаниям соответствующих инструкций с применением необходимых смазочных материалов, уплотнителей, крепежа и т.д. При верном поборе блока и выполнении ремонта силовой агрегат будет надежно служить, в полном объеме выполняя свои функции.



Назад
Яндекс.Метрика