Статьи

Главная » Статьи » Муфта сцепления КАМАЗ: сцеплению грузовика - надежное управление

Муфта сцепления КАМАЗ: сцеплению грузовика - надежное управление

На грузовых автомобилях КАМАЗ используются различные по конструкции и принципу действия сцепления, которые управляются простой деталью — муфтой сцепления. Все о муфтах сцепления камских грузовиков, их типах, конструкции и принципе работы, а также о верном выборе и замене деталей — читайте в статье.


Назначение муфты сцепления КАМАЗ

Муфта сцепления КАМАЗ (нажимная муфта, муфта выключения сцепления, муфта подшипника выключения сцепления) — узел сцепления грузовых автомобилей Камского автомобильного завода, оборудованных трансмиссией с ручным управлением; исполнительный механизм привода сцепления, обеспечивающий его выключение (путем отжима нажимного/ведущего диска от ведомого) в момент выключения и включения передач.

На большинстве моделей грузовиков КАМАЗ устанавливаются коробки переключения передач отечественного и зарубежного производства — "родные" КАМАЗовские агрегаты 14-х и 15-х модельных рядов и немецкие коробки ZF. Различные КП в зависимости от типа комплектуются фрикционным сцеплением отечественного производства или немецкой фирмы ZF Sachs. Все типы этих механизмов имеют одну деталь, обеспечивающую нормальный разрыв потока крутящего момента при выборе передач — муфты сцепления.

Муфта сцепления КАМАЗ решает несколько задач:

  • Выступает в роли несущего элемента для фиксации выжимного подшипника, предотвращает его перекосы и смещения;
  • Обеспечивает нормальную передачу усилия от деталей привода выключения сцепления на выжимной подшипник;
  • Защищает подшипник от ударных нагрузок, его износа и воздействия других негативных факторов.

Несмотря на то, что муфта имеет малые размеры и достаточно простое устройство, роль этого узда в функционировании всей трансмиссии невозможно переоценить — при ее поломке сцепление может работать неправильно или вовсе выйти из строя. Поэтому изношенную, деформированную или изношенную муфту следует заменить, а для верного выбора этой детали необходимо разобраться в применяемых типах муфт КАМАЗ, их конструктивных особенностях и характеристиках.


Типы, конструкция и принцип работы муфт сцепления КАМАЗ


Взаимное расположение деталей сцепления — ведомого диска, корзины и муфты

В первую очередь, все муфты сцепления КАМАЗ делятся на две больших группы по применяемости:

  • Для сцеплений нажимного типа модели 142 и аналогичных;
  • Для сцеплений вытяжного типа моделей 19, ЯМЗ-184, MFZ-430 и аналогичных.

Эти муфты имеют некоторые конструктивные отличия и ряд особенностей эксплуатации.

Муфта для сцепления нажимного типа. Основу узла составляет стальной или чугунный корпус с расширением под запрессовку радиального подшипника. На внешней поверхности корпуса располагаются шипы с упорными поверхностями под вилку сцепления, которые дополнительно упрочняются стальными сухарями (контактными площадками). В корпусе выполнен канал для подачи смазки к подшипнику, канал имеет выход в виде штуцера или резьбового отверстия для присоединения шланга (который вторым концом присоединяется к пресс-масленке на картере сцепления).

Во внутреннее кольцо подшипника запрессовывается втулка, посредством которой вся муфта опирается на первичный вал коробки передач. Внутренняя поверхность втулки может выполняться гладкой, либо иметь продольные пазы или шлицы. Втулка имеет длину равную или немного большую, чем длина корпуса, она устанавливается вровень с торцом подшипника. Торцевая часть подшипника закрыта отражательным кольцом, здесь же располагается упорное кольцо, через которое муфта контактирует с диафрагменной пружиной или рычагами.

Такая муфта устанавливается на первичный вал КПП и в свободном состоянии отводится на некоторое расстояние от корзины. Когда возникает необходимость переключить скорость, муфта с помощью вилки подводится вплотную к корзине, упирается в концы пружин/рычагов (точнее — в расположенное здесь кольцо) и обеспечивает подъем нажимного диска — поток крутящего момента прерывается, можно переключать передачу. После этого муфта за счет пружин отводится от корзины в первоначальное положение.

Муфта для сцепления вытяжного типа. Данные муфты имеют конструкцию, аналогичную описанной выше, однако в них используются втулки подшипников увеличенной длины или дополнительные дистанционные втулки, которые выходят за пределы торца подшипника. На конце втулки располагается система упорных и запорных колец, а также одна или несколько тарельчатых (кольцевых) пружин — эти детали образуют запорное устройство для присоединения муфты к диафрагменной пружине.

Также шипы под вилку здесь не имеют сухарей, обычно их упорные поверхности упрочнены специальной термической обработкой (закалкой или цементацией), что упрощает и облегчает весь механизм.

Деталь этого типа располагается на первичном валу КПП и монтируется непосредственно к лепестковой пружине корзины сцепления. При необходимости переключения скорости муфта с помощью вилки отводится (оттягивается) от корзины, за счет чего лепестки пружины отгибаются и тянут за собой нажимной диск сцепления — поток крутящего момента разрывается. После переключения передачи вилка отводится, и муфта за счет упругости пружин возвращается в свое начальное положение. Такая конструкция более проста и обеспечивает надежное управление всем механизмом на различных режимах.

Следует отметить, что в муфтах механизмов сцеплений моделей 19 и MFZ-430 применяются специальные подшипники, не требующие смазки (точнее — подшипники с постоянной смазкой, которая не требует обновления в процессе всего срока эксплуатации узла), поэтому в данных устройствах нет штуцеров для присоединения шланга.

В настоящее время муфты сцеплений для камских грузовиков изготавливаются различными предприятиями: КАМАЗ, ZF Sachs и ЯМЗ, также на рынке представлены различные аналоги этих деталей от Valeo, Sassone, Megapower, Hammer и других производителей.


Как правильно подобрать и заменить муфту сцепления КАМАЗ


Схема крепления муфты к диафрагме (запорное устройство) в сцеплениях вытяжного типа

В процессе эксплуатации автомобиля муфта сцепления подвергается значительным нагрузкам, вследствие чего она интенсивно изнашивается и может получать различные повреждения. Явными признаками износа муфты являются изменение хода педали сцепления и ухудшение работы сцепления, а при деформациях или разрушении муфты (или только ее подшипника) также наблюдается повышенный шум со стороны сцепления. Во всех этих случаях необходимо выполнить диагностику (визуально оценить состояние узла) и заменить неисправную деталь.

На замену следует выбирать только тот тип муфты, который подходит для установленного на автомобиле сцепления. Для грузовиков на гарантии рекомендуется брать оригинальные детали, для более старых автомобилей можно использовать менее дорогие аналоги — сегодня их на рынке достаточно много и выбрать есть из чего. При необходимости следует покупать и сопутствующие детали — сухари (если они предусмотрены конструкцией, но отсутствуют в комплекте), шланг для подачи смазки, комплекты упорных и запорных колец, и т.д.

Замена муфты сцепления должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту автомобиля. Работа с различными типами сцеплений имеет свои особенности, но в любом случае она требует демонтажа коробки передач и выполнения ряда вспомогательных операций. Наиболее просто меняется муфта сцеплений модели 142 и аналогичных — данная деталь снимается с вала КП, а на ее место устанавливается новая (при этом необходимо выполнить подключение шланга подачи смазки). В вытяжных сцеплениях задача замены муфты несколько осложняется, так как в этом случае старую деталь необходимо сначала отсоединить от диафрагменной пружины, а на ее место установить новую. Для демонтажа муфты необходимо снять запорное кольцо, подобравшись к нему с обратной стороны пружины. Установка новой муфты в сцеплении MFZ-430 осуществляется только после монтажа коробки передач, для этого деталь до щелчка подводится к диафрагме ломиком через специальный лючок в картере сцепления ("колоколе"). В сцеплении модели 19 муфта сначала монтируется на корзину, этот узел в сборе устанавливается на маховик, после чего подводится и крепится КП.

В ходе эксплуатации транспортного средства новые муфты вытяжных сцеплений не требуют смазки и какого-либо обслуживания. Муфты нажимных сцеплений старого образца необходимо регулярно смазывать посредством подачи пластичной смазки через соответствующие пресс-масленки, расположенные на картере. Также эти муфты периодически могут требовать регулировки свободного хода (то есть — зазора между торцом муфты и пружиной/рычагами), который должен лежать в пределах 3,2-4 мм. Данная регулировка осуществляется с помощью специальных механизмов в приводе выключения сцепления — поворотом гайки толкателя или изменения положения других деталей.

При верном выборе и замене муфты сцепления, и в случае ее своевременного ТО, сцепление грузового транспорта будет работать надежно и уверенно на всех режимах.



Назад
Яндекс.Метрика