Главная » Статьи » Отопитель воздушный универсальный: тепло и комфорт в любую погоду

Отопитель воздушный универсальный: тепло и комфорт в любую погоду

В каждом автомобиле предусмотрена система отопления, однако зачастую ее мощности не хватает для комфортной работы. На помощь приходят универсальные воздушные отопители — все об этих устройствах, их типах, конструкции и работе, а также об их правильном выборе, монтаже и эксплуатации читайте в статье.

Что такое воздушный отопитель?

Воздушный отопитель универсальный — дополнительное оборудование транспортного средства для организации воздушного отопления салона, кабины и других обитаемых и необитаемых пространств; автономное устройство, осуществляющее нагревание воздуха и его распределение по отапливаемому пространству.


Автономный воздушный отопитель обогревает салон за счет нагрева и циркуляции воздуха

Воздушные отопители имеют несколько применений:

  • Отопление салонов легковых автомобилей с большим внутренним объемом;
  • Отопление кабины грузовых автомобилей (в том числе двухрядных);
  • Отопление салонов микроавтобусов и автобусов, а также вахтовых автобусов, КУНГов и т.д.;
  • Отопление необитаемых пространств — фургонов автомобилей, контейнеров и т.д.

Универсальный отопитель является автономным — устройство имеет встроенный узел для нагревания воздуха (бензиновую/дизельную горелку или электрическую спираль) и вентилятор для создания направленного воздушного потока. Благодаря этому отопитель не зависит от работы двигателя транспортного средства и может иметь большую тепловую мощность, а главное — этим устройством можно обогревать любые пространства, недоступные штатной печке. Поэтому сегодня воздушные отопители востребованы, но для правильной покупки нужно разобраться в существующих видах этих устройств, их конструкции и характеристиках.


Типы и особенности воздушных отопителей

Все представленные на рынке отопители делятся на две большие группы по принципу работу:

  • Автономные отопители, работающие на жидком топливе;
  • Электрические отопители;

Наиболее широкое применение получили устройства первого типа — они генерируют тепло за счет сжигания жидкого топлива, автономны по отношению к двигателю и другим системам автомобиля, и обладают очень высокой эффективность. Электрические отопители распространены меньше, так как они имеют меньшую эффективность.

Автономные и электрические устройства имеют различную конструкцию, они обладают своими преимуществами и недостатками, поэтому находят разное применение.


Конструкция и характеристики автономных воздушных отопителей


Автономный воздушный отопитель

Автономные отопители бывают двух типов — бензиновые и дизельные и представлены в исполнениях на 12 и 24 В. Тепловая мощность автономных отопителей лежит в широких пределах — от 1,5-2 кВт до 8 кВт и более. Но независимо от типа топлива и напряжения питания все эти устройства имеют принципиально одинаковое устройство и принцип работы.

Основу отопителя составляет камера сгорания, внутри которой расположена горелка (форсунка) для сжигания топлива. Корпус камеры сгорания одновременно является воздушным теплообменником — он несет на себе развитое оребрение, обеспечивающее интенсивный теплообмен с протекающим потоком воздуха. Также в камере сгорания расположен керамический штифт накаливания, обеспечивающий поджигание топливно-воздушной смеси при запуске отопителя (питается от аккумулятора), и датчики пламени и перегрева (либо один интегрированный датчик пламени/перегрева).

Камера сгорания связана с атмосферой двумя патрубками — впускным для подачи свежего воздуха, и выпускным для удаления отработанных газов. Свежий воздух предварительно очищается с помощью фильтра и нагнетается в камеру сгорания встроенным вентилятором (нагнетателем), питающимся от АКБ автомобиля. А отработанные газы проходят через простейший глушитель (который обычно идет в комплекте с отопителем), благодаря чему снижается уровень шума устройства.

Топливо в камеру сгорания может поступать из двух источников — топливного бака автомобиля или собственного бака небольшой емкости. Подачу топлива обеспечивает дозировочный насос с электрическим приводом (с питанием от аккумуляторной батареи транспортного средства).


Конструкция и схема подключения автономного воздушного отопителя

Камера сгорания размещена в пластиковом или металлическом корпусе коробчатой конструкции. С торцов корпуса выполнены впускное и выпускное отверстия для продувки нагреваемого воздуха кабины или салона автомобиля. Со стороны впускного отверстия располагается вентилятор — он втягивает воздух из кабины и продувает его через корпус обогревателя, обеспечивая его контакт с ребрами теплообменника.

Обычно между камерой сгорания и вентилятором устанавливается электронный блок управления (ЭБУ) отопителем. Здесь же находится и датчик температуры — с его помощью ЭБУ отслеживает температуру поступающего из салона/кабины воздуха, отправляя эти показания на монитор пульта управления (если он имеет такой функционал), и определяя моменты включения и выключения отопителя в соответствии с заданной программой.

Управление устройством может осуществляться с помощью различных органов (пультов) — как простейших с термостатом и минимальными возможностями по регулировкам, так и наиболее совершенных с массой программируемых функций, ЖК-дисплеем и развитой автоматикой (в том числе с возможностью управления с брелока штатной сигнализации, с функцией автозапуска по таймеру и по датчику температуры, и т.д.).

Отопитель монтируется в кабине или салоне таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить удобную подачу топлива и воздуха и безопасный отвод отработанных газов, а с другой — чтобы обеспечить максимально эффективную циркуляцию воздуха по отапливаемому пространству. Обычно эти устройства устанавливаются на полу или невысоко над полом кабины/салона под пассажирским креслом.

Работа автономного отопителя проста. При включении в камеру сгорания подается топливо и атмосферный воздух — топливо распыляется форсункой и при смешивании с воздухом образует горючую смесь. Горючая смесь поджигается керамическим штифтом — так возникает факел, который нагревает камеру сгорания и теплообменник. Воспламенение топлива и стабильность факела контролируется встроенным в камеру сгорания датчиком пламени/перегрева. Одновременно в отопитель с помощью вентилятора подается воздух из кабины/салона автомобиля, поток воздуха проходит через теплообменник, отбирая у него тепло, и вновь выходит в кабину/салон. Температура воздуха контролируется с помощью датчика на входе в отопитель, при достижении заданного уровня температуры отопитель отключается. Также устройство может работать в режиме вентиляции — для этого включается только вентилятор, который обеспечивает циркуляцию воздуха без его негревания.


Конструкция и характеристики электрических воздушных отопителей


Электрический воздушный отопитель

Электрические отопители могут иметь различное питание — непосредственно от аккумуляторной батареи (через специальный разъем) или от прикуривателя. Обычно мощность данных устройств невысока — не более нескольких сотен ватт, поэтому они наиболее широко используются в легковых автомобилях.

Основу электрического отопителя составляет нагревательный элемент в виде спирали из нихромовой или иной проволоки с высоким удельным сопротивлением. Нагревательный элемент располагается в корпусе, имеющем впускное и выпускное отверстия, наружный воздух нагнетается в корпус с помощью вентилятора. Управление отопителем — с помощью кнопок или регуляторов на корпусе устройства.

Работает данный отопитель очень просто: при включении его спираль нагревается и отдает тепло обдувающему его потоку воздуха. В сущности, это электрический фен, приспособленный для эксплуатации в автомобиле.


Как правильно выбрать и эксплуатировать универсальный воздушный отопитель?

Выбирать воздушный отопитель необходимо с учетом особенностей его будущей эксплуатации. Так, если вам необходимо лишь помочь штатной печке быстрее прогреть салон или отогреть лобовое стекло после длительной стоянки в зимнее время года, то лучшим выбором станет электрический отопитель с питанием от прикуривателя — он дешев, прост в работе и помогает быстрее создать комфорт в салоне. Но если есть постоянная необходимость в эффективном отоплении салона, кузова, обитаемых или необитаемых помещений, то единственным вариантом остается автономный отопитель.

Для правильного подбора автономного отопителя необходимо учитывать объем отапливаемого помещения, тип топлива транспортного средства и напряжение питания бортовой электросети. Обычно тепловая мощность устройства для различных ситуациях составляет:

  • Для салона легкового автомобиля, внедорожника или кабины грузовика — 1,5-3 кВт;
  • Для салона микроавтобуса или небольшого фургона — до 3-4 кВт;
  • Для больших автобусов, контейнеров, жилых и нежилых помещений — 8 кВт и более.

Обычно топливо для работы отопителя отбирается из основного бака транспортного средства, однако большинство устройств допускают установку собственного бака малого объема (до 10-12 литров). Использование отдельного бака особенно актуально при отоплении помещений (гаражей, складов и т.д.).

При покупке отопителя нужно выбрать и орган управления. В большинстве случаев достаточно иметь простой пульт с термостатом и регулятором, однако более удобными являются пульты с таймером и ЖК-дисплеем для отображения основной информации. Правда, разные пульты имеют разную цену, что может изменить окончательную стоимость покупки и монтажа отопителя.

В ряде случаев вместе с отопителем также нужно покупать и монтажный комплект. Чтобы избежать неприятностей, следует заранее уточнить, входит ли монтажный комплект в стоимость устройства. При необходимости можно приобрести дополнительный (выносной) датчик температуры для контроля температуры в определенно точке салона, и некоторые другие детали.

Производители отопителей рекомендуют доверять монтаж устройства специалистам и специальным компаниям, однако многие модели можно устанавливать самостоятельно. При соблюдении рекомендаций производителя отопитель будет надежно работать, обеспечивая максимальный комфорт в любую погоду.



Назад
Яндекс.Метрика