Статьи

Главная » Статьи » Переключатель подрулевой: самое нужное - под рукой

Переключатель подрулевой: самое нужное - под рукой

В современных автомобилях управление различными приборами и системами, влияющими на безопасность движения, вынесено в специальные узлы — подрулевые переключатели. Все о данных органах управления, их типах, конструкции и функционале, а также о подборе и замене переключателей рассказано в этой статье.

Назначение и функционал подрулевого переключателя

Подрулевой переключатель (ПП)–— электрический коммутационный прибор в виде расположенных на рулевой колонке рычагов и кнопок, предназначенный для включения, отключения и управления различными электроприборами транспортного средства.

В любом автомобиле, как и в других ТС и специальной технике, присутствуют электроприборы, которые приходится включать и отключать непосредственно при движении — осветительные приборы, световая сигнализация, стеклоочиститель и стеклоомыватель, и другие. Управление этими устройствами может отвлекать водителя от дороги, поэтому в современных транспортных средствах применяются специальные приспособления — подрулевые переключатели.

Применение подрулевого переключателя обеспечивает расположение органов управления максимально близко к рукам водителя — непосредственно под рулевым колесом, куда можно дотянуться пальцами, не снимая рук с руля, либо отводя руку всего на несколько сантиметров вниз.

Подрулевой переключатель указателей поворота
Подрулевой переключатель указателей поворота


Подрулевой переключатель фар головного света
Подрулевой переключатель фар головного света


Подрулевой переключатель стеклочистителя и стеклоомывателя
Подрулевой переключатель стеклочистителя и стеклоомывателя

С помощью подрулевого переключателя в современных автомобилях реализуется управление различными электроприборами:

  • Указатели поворота;
  • Фары головного света;
  • Стеклоочиститель и стеклоомыватель;
  • Вспомогательные осветительные приборы — габаритные огни, подсветка номерного знака, ДХО, внутренняя подсветка салона и приборной панели;
  • Противотуманные огни;
  • Звуковой сигнал;
  • Другие устройства (мультимедийная система, устройства безопасности и т.д.).

Так как управление важными для безопасности ТС приборами сконцентрировано на подрулевом переключателе, его поломка может привести к затруднению, а то и вовсе к невозможности эксплуатации автомобиля. Поэтому неисправный коммутационный прибор подлежит скорейшему ремонту или замене, но перед покупкой следует познакомиться с основными видами подрулевых переключателей, их конструкцией и функционалом.


Устройство и особенности подрулевых переключателей

Все подрулевые переключатели, независимо от типа и функционала, обладают принципиально одинаковым устройством. Основу устройства составляет многопозиционный переключатель (или несколько таких устройств) с контактными группами, замыкаемыми установленными на рычагах и кнопках контактами. Для соединения ПП с электроцепям управляемых приборов и систем применяются стандартные электроразъемы на жгутах проводов.

Многопозиционный переключатель помещен в пластиковый корпус, который жестко устанавливается под рулем. На корпусе располагается один или несколько органов управления, которым придана форма рычагов различной формы и размеров — такая конструкция позволяет подвести переключатель на удобное расстояние к пальцам водителя, а кроме того, рычаги более удобны при необходимости быстрого включения и выключения приборов. Рычаги могут двигаться только в одной или в двух плоскостях, в первом случае рычаг устанавливается в корпусе через пластиковую втулку, во втором — через простейший шаровой шарнир. На рычаге зачастую устанавливаются вспомогательные органы управления в виде нажимных и поворотных кнопок. На все рычаги и кнопки наносятся стандартные пиктограммы.

ПП указателей поворота механически соединен с валом руля, что обеспечивает отключение данных огней при завершении маневрирования. Обычно для этой цели используется соединенный с рычагом резиновый ролик, катящийся по рулевому валу. При проворачивании руля в сторону включенного указателя поворота ролик свободно прокатывается по валу, не влияя на ПП. При изменении направления движения вала ролик останавливается, подклинивается и толкает рычаг, обеспечивая автоматический перевод рычага в позицию «выключено».


Типы, функционал и возможности подрулевых переключателей

Комбинированный двухрычажный подрулевой переключатель
Комбинированный двухрычажный подрулевой переключатель

Подрулевые переключатели классифицируются по назначению, числу органов управления и числу возможных позиций каждого из них.

В первую очередь, все ПП могут иметь одно из двух назначений:

  • Для включения/отключения указателей поворота;
  • Комбинированные.

Коммутационные приборы первого типа, как можно понять из названия, используются только для управления сигнальными огнями — указателями поворота. В настоящее время такие устройства применяются крайне редко из-за своей ограниченной функциональности. Переключатели второго типа используются для управления как указателями поворота, так и другими приборами — именно они занимают место на рулевых колонках современных автомобилей.

Трехрычажный подрулевой переключатель ВАЗ
Трехрычажный подрулевой переключатель ВАЗ

Все подрулевые переключатели подразделяются на несколько типов по числу используемых в них органов управления:

  • С одним рычагом — используется один рычаг, который чаще всего располагается по левую руку от водителя;
  • С одним рычагом и неподвижной консолью с кнопками — рычаг располагается по левую руку, консоль находится справа;
  • С двумя рычагами — применяется два рычага, симметрично установленных по обе стороны от рулевого колеса;
  • С тремя рычагами — используется три рычага, два из которых находятся по левую руку водителя, а один находится справа;
  • С одним и двумя рычагами, дополнительно оснащенными вспомогательными органами управления в виде кнопок и поворотных колец.

Наибольшее распространение сегодня имеют ПП с одним, двумя и тремя рычагами — их можно встретить на отечественных и бюджетных ТС иностранного производства, а также на другой технике. В последние годы все более широкое распространение получают переключатели с кнопками на рычагах, они устанавливаются и на многие актуальные модели отечественных автомобилей. Подрулевые переключатели с неподвижной консолью сегодня практически вышли из употребления, их можно встретить на многих ранних отечественных грузовиках, автобусах и иной технике.

Рычаги на ПП могут иметь различное количество рабочих положений:

  • Три позиции — рычаг имеет среднюю «нулевую» позицию («все отключено») и две фиксированных рабочих, перевод в рабочие позиции может выполняться в вертикальной (вверх-вниз) или в горизонтальной (вперед-назад) плоскости;
  • Пять позиций в одной плоскости — рычаг имеет средняя «нулевая» позиции, две фиксированных и две нефиксированных (в этих позициях рычаг удерживается усилием руки), перевод рычага во все рабочие положения может производиться в одной плоскости;
  • Пять позиций в двух плоскостях — рычаг имеет среднее «нулевое» положение и по два фиксированных рабочих положения в каждой плоскости (вертикальной и горизонтальной);
  • Семь, восемь и девять позиций в двух плоскостях — рычаг имеет «нулевую» позицию, четыре или пять рабочих позиций в одной плоскости и от двух до четырех позиций в другой плоскости. Одно или два положения в каждой плоскости может быть нефиксированным.

В отдельный вид выделяются ПП указателей поворота, оснащенные дополнительными кнопками и поворотными кольцами — они чаще всего иметь пять или семь позиций, причем на семипозиционные устройства возлагается управление указателями поворота и головным светом.

На большинстве ТС и различной техники функционал и назначение отдельных органов управления ПП примерно одинаков. Обычно на левый рычаг возлагается управление указателями поворота и головным светом, причем на ТС ранних выпусков для этого использовались два отдельных рычага. А с помощью рычага, расположенного по правую руку, включаются и отключаются стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла. С одной или сразу с обеих сторон ПП также могут устанавливаться кнопки подачи звукового сигнала.


Как правильно выбрать и отремонтировать подрулевой переключатель

Переключатели подрулевые любого ТС используются постоянно, причем очень активно, что со временем может приводить к различным неисправностям этих устройств. Если рычаги стало сложно переводить в рабочие положения, они не фиксируются в выбранной позиции или, напротив, заклинивают, при переводе в рабочее положение издают хруст и посторонние шумы, либо не обеспечивают включение электрического прибора, то переключатель следует восстановить или заменить в сборе.

Ремонту подлежат те переключатели, в которых возникли незначительные неисправности — загрязнение или закисание контактов, ослабление крепежа, и т.д. Если же повреждены контактные группы, устройство автоматического отключения указателей поворота и прочие компоненты, то лучше приобрести новый подрулевой переключатель.

Для ремонта следует приобретать переключатели только тех типов и моделей, что могут использоваться на данной конкретной модели транспортного средства. Замену устройства необходимо выполнять по рекомендациям инструкции по ремонту только после обесточивания электросистемы автомобиля. Правильная покупка и установка подрулевого переключателя — одна из основ уверенной и безопасной эксплуатации транспортного средства.



Назад
Яндекс.Метрика