Статьи

Главная » Статьи » Диск сцепления SSANGYONG: основа управления трансмиссией "корейцев"

Диск сцепления SSANGYONG: основа управления трансмиссией "корейцев"

Корейские автомобили SSANGYONG выпускается в версиях с автоматической и механической коробками передач. В автомобилях с МКПП присутствует сцепление с одним ведомым диском — о дисках сцепления SSANGYONG, их конструкции, типах и применяемости, а также о выборе и замене этих элементов читайте в статье.

Назначение и функции диска сцепления SSANGYONG

Диск сцепления SSANGYONG (ведомый диск сцепления, ДС) — элемент сцепления корейских автомобилей SSANGYONG с механической коробкой переключения передач; диск с кольцевыми фрикционными накладками, обеспечивающий передачу крутящего момента от маховика двигателя на первичный вал коробки передач за счет сил трения при включенном сцеплении.

Наиболее популярные модели корейских автомобилей SSANGYONG выпускаются в двух модификациях — с механической (ручной) и автоматической трансмиссией. В автомобилях с МКПП обязательно присутствует сцепление — узел, обеспечивающий разъединение двигателя и коробки (разрыв потока крутящего момента между этими агрегатами) в момент переключения передач. Все автомобили SSANGYONG с МКПП оснащаются однодисковым сухим сцеплением с тросовым и гидравлическим приводом от педали, одним из основных элементов данного механизма является диск сцепления.

Диск сцепления — фрикционный диск, расположенный между торцевой поверхностью маховика и нажимным диском, и жестко соединенный с первичным валом КП. При включенном сцеплении (отжатой педали) ведомый диск прижат нажимным диском (благодаря упругости диафрагменной пружины) к маховику, за счет сил трения крутящий момент передается от маховика и ведомого ДС на коробку передач и далее на редуктор ведущего моста. При выключенном сцеплении (нажатии педали) нажимной диск отводится от ведомого, в результате чего тот отходит от маховика — поток крутящего момента разрывается, и остановленный первичный вал КП позволяет без труда и риска повредить детали переключить передачу.

От качества диска сцепления и его состояния зависит функционирование всей трансмиссии, неисправность или чрезмерный износ диска может привести к невозможности управления автомобилем, а в отдельных случаях — к повреждению компонентов коробки передач и других деталей трансмиссии. Поэтому неисправный или изношенный диск следует как можно скорее менять. Но перед ремонтом следует разобраться в существующей номенклатуре и особенностях диска сцепления SSANGYONG.


Типы, конструкция и особенности дисков сцепления SSANGYONG

Общая схема сцепления SSANGYONG
Общая схема сцепления SSANGYONG

В сцеплении автомобилей SSANGYONG используются ведомые ДС двух конструктивных типов:

  • Без демпфера крутильных колебаний (жесткие);
  • С демпфером крутильных колебаний.

Наиболее простую конструкцию имеют диски сцепления без демпфера крутильных колебаний. Основу диска составляет ступица — массивный диск с центральной втулкой, в которой нарезаны продольные шлицы для монтажа на первичном валу коробки передач. На ступицу посредством ряда заклепок (обычно восьми штук) установлен внутренний стальной диск, на периметре которого также с помощью заклепок (обычно 16 штук) укреплен внешний диск. Также существуют конструкции, в которых ступица объединена с внутренним диском в единую штампованную деталь. Внешний диск имеет волнообразный профиль или изготавливается двухслойным с пружинящими лепестками — такая форма диска обеспечивает возможность некоторого изменения расстояния между фрикционными накладками и компенсации неравномерности износа накладок при включенном сцеплении.

На внешнем диске, с обеих его сторон, располагаются две кольцевых фрикционных накладки, одна — для контакта с маховиком, вторая — для контакта с нажимным диском. Фрикционные накладки имеют тангенциальные (или приближенные к этому направлению) насечки, обеспечивающие отвод продуктов износа трущихся деталей. Накладки формуются из полимерной массы с различными добавками, которая обладает высоким коэффициентом трения с металлами (сталью) и отличается повышенной износостойкостью.

К данной категории относятся диски сцепления следующих типов:

  • Кат. номер 3010008401 — для Rexton с 2002 года выпуска;
  • Кат. номер 3010034500 — для Actyon с 2012 года выпуска;
  • И другие.

Диски сцепления с демпфером крутильных колебаний имеют несколько более сложную конструкцию. В общем случае устройство такого диска аналогично описанному выше, однако в нем ступица и внутренний диск имеют вибрационную развязку. В качестве развязки выступает пружинный демпфер крутильных колебаний: четыре витых пружины, в продольном положении зажатых между ступицей и диском, удерживающим фрикционные накладки. Этим демпфером гасятся удары и колебания, возникающие в моменты начала вращения и остановки маховика, а также на переходных режимах (при изменении частоты вращения маховика) — этим обеспечивается снижение ударных нагрузок на КП и более щадящий режим работы всей трансмиссии.

Диск сцепления SSANGYONG с пружинными демпфером крутильных колебаний
Диск сцепления SSANGYONG с пружинными демпфером крутильных колебаний

К данной категории относится большинство типов дисков сцепления для автомобилей SSANGYONG, в том числе:

  • Кат. номер 301000500, 3010005101 — для Musso с 1993 и Korando с 1996 годов выпуска;
  • Кат. номер 3010005224 — для Korando с 1998 года выпуска;
  • Кат. номер 3010005323, 3010008311 — для Rexton с 2002 года выпуска;
  • Кат. номер 3010031010 — для Actyon с 2006 и Kyron с 2007 годов выпуска;
  • И другие.

Отдельно нужно указать, что для автомобилей некоторых модификаций предлагаются не отдельные детали, а комплекты из диска и корзины в сборе. К таким комплектам относятся:

  • Кат. номер 30A0009413 — для Actyon с 2006 года выпуска;
  • Кат. номер 3001008400 — для Rexton с 2008 года выпуска;
  • Кат. номер 3001034000 — для Actyon с 2010 года выпуска.

На рынке представлены диски сцепления для SSANGYONG только двух производителей — оригинальные (то есть, от SSANGYONG) и французские Valeo PHC.


Вопросы выбора и замены диска сцепления SSANGYONG

Диск сцепления постоянно подвергается высоким механическим и тепловым нагрузкам, что постепенно приводит к износу его фрикционных накладок и, как следствие, к ухудшению работы сцепления. Также эта деталь процессе эксплуатации автомобиля может получить разнообразные повреждения, деформироваться или частично разрушиться. Любые неисправности диска проявляются ухудшением работы сцепления и всей трансмиссии, невозможностью включения или выключения передач, и т.д. При этих признаках необходимо произвести замену ДС или комплекта сцепления (диска с корзиной) в сборе.

На замену следует брать детали только тех типов и каталожных номеров, что устанавливаются на автомобиль производителем или рекомендуются в качестве допустимых аналогов. При подборе в ряде случаев можно отдать предпочтение компонентам Valeo PHC, которые имеют практически вдвое меньшую стоимость (не все модели). Также может потребоваться покупка вспомогательных деталей, крепежа и инструмента, в первую очередь — оправки для центровки ДС.

Порядок замены ДС на различных моделях и модификациях SSANGYONG подробно описывается в идущих к ним инструкциях по ремонту. В общем случае порядок работ следующий:

  1. Отсоединить от КП переключения передач — для этого требуется разборка центральной консоли в салоне автомобиля;
  2. Отсоединить от КП карданный вал (для полноприводных моделей — два вала) и все идущие провода;
  3. Демонтировать коробку передач, применяя подъемное оборудование или подставки;
  4. Демонтировать с маховика корзину сцепления, очистить место крепления (при этом следует соблюдать осторожность, так как высок риск повредить шланг гидравлического привода сцепления и идущие к агрегатам жгуты проводов);
  5. Установить новый диск или сцепление в сборе;
  6. Применяя оправку отцентрировать диск сцепления, произвести сборку в обратном порядке.

Нужно отметить, что на некоторых модификациях SSANGYONG корзина и другие компоненты трансмиссии монтируются не стандартными болтами, а винтами с внутренним шестигранником, поэтому сразу следует приготовить соответствующий инструмент. При разборке сцепления необходимо проверить состояние маховика и других компонентов, если обнаружен существенный износ или повреждения, то и эти детали нужно заменить. После проведения ремонта может потребоваться регулировка хода педали сцепления — алгоритмы выполнения этих работ можно найти в соответствующих инструкциях.

Если диск сцепления SSANGYONG подобран и установлен с соблюдением рекомендаций, трансмиссия автомобиля вновь начнет нормально функционировать, обеспечивая уверенное управление в любых дорожных условиях.



Назад
Яндекс.Метрика